Сибирские огни, 1968, №9
улицу Луначарского. Зрелище, которое их там ж дало, вызвало ликование в измаяв шейся душе директора. Машины весело и споро возили бутовый кам ень,'рабочие ры ли котлован под фундамент будущего здания. Второй учебный год они начинали в но вом доме, в том, где живут сейчас. Строил всю эту роскошь СМП-233, что в переводе на русский язык означает — строительно монтажный поезд № 233 треста «Запсиб- транострой». А руководит им (поездом) хо роший человек по имени Владимир Алексе евич Крюков. Д евять лет спустя этот же самый СМП-233 построил шкрле концерт ный зал, где теперь занимаются хор, оркестр народных инструментов, где чи таю т публичные лекции о музыке и высту пают гастролеры. К аждый кирпич в стенах концертного зал а знает тепло рук ребят и педагогов. Устинов, потихоньку от жены, вскочив чуть сзет, таскал на себе какие-то тяжелые ку ли — все хотел ускорить, поторопить стройку. Одно плохо — школа и концертный зал расположены на некотором расстоянии друг от друга, а это неудобно, особенно зимой. И снова все взоры устремлены на Крюко ва: районные организации готовы выделить деньги, нужны строители (которые, естест венно, должны соорудить школе пристрой ку свефх своего производственного плана). Я была свидетелем, как на школьном вечере перед отчетным концертом Крюков во всеуслышание обещал это сделать. П равда, он тут ж е спохватился и к слову «построим» добавил спасительное «с по мощью других организаций». Но это уже была деталь. Устинов всенародно расцело вал Крюкова, а на другой день у ж е .к о л довал над проектом пристройки (пригла сив в помощники инженера — мать одной из своих учениц). Можно было не сомне ваться, что Крюков теперь «не отвертится». К слову, об отчетном концерте. Очевид но, он подвел какую-то черту, подытожил усилия многих людей за эти десять лет су щ ествования школы, подтвердил правиль ность их линии. Секретарь райкома партии Степан Петрович Медведко, между про чим, сказал мне: — Если б не школа, мы никогда не узна ли бы, что у Гали Шестопаловой музы кальные способности. (Г а л я — одна из вы пускниц школы, ныне учащ аяся Новосибир ского музыкального училища). Эта фраза секретаря потом долго не выходила у меня из головы. Ведь по сути она выраж ала не только реакцию на конкретный факт. Она вы раж ала позицию. С оздавая, строя, пес туя свою, районную «консерваторию», ка- расучапе мечтали не о том, чтобы их детиш ки сносно музицировали. Они хотели по мочь детям (и взрослым) открыть для се бя мир и мир внутри себя со всей щед ростью и широтой, на какую способны. Д аж е если бы только одна Галя Шестопа- лова нашла свое призвание в музыке, то и тогда усилия всех, кто создавал^ школу, не были бы напрасными. Так я пон'яла Степа на Петровича Медведко. Песня для души Как актер в театре, играя много лет одну и ту же роль, каждый раз как будто впервые выходит на сцену, так и для учи теля один урок в чем-то не похож на пре дыдущий. Впрочем, это в теории, на прак тике может быть иначе. Устинов готовится к каж дому уроку. Не в том смысле, что повторяет материал (это само собой разу меется),— он внутренне настраивает себд на тему, которую будет излагать. Потому что Бетховен требует иного «настроя», чем, скажем, Римский-Корсаков. Активность учащихся на уроке для Вилена И ванови ча вопрос не только методологии. В сто личных школах, например (Устинов побы вал в нескольких таких ш колах), препода ватели музлитературы могут позволить себе некоторый академизм. Там дети получа ют массу «информации» и впечатлений^ в концертных залах, театрах. В условиях Ка- расука музыкальная шКЪла — это еще и филармония, и опера одновременно. А вре мени на усвоение программы везде дается одинаково — что в столице, то .и в Карасу- ке. Можно бы, конечно, по одеж ке протя гивать ножки, но это не для Устинова. Ему непременно надо «зажечь два фона рика» — то бишь глаза своих несмышлены шей, поселить в их душе любовь и инте рес к музыке. i Говорят, музыку нельзя пересказать — ее надо слышать. А если нет ж елания и, главное, умения слушать? По свидетель ству современников, Бетховен, сочиняя музыку, сначала словами намечал развитие идей. Гениальный композитор доверял сло ву не меньше, чем звуку. Д а, музыку мо ж ет пересказать только музыка, но слово способно объяснить, увлечь, научить слу шать. Предмет «Музыкальная литература», ко торый преподает Устинов, включает сум му теоретических знаний — от средств му зыкальной выразительности до жизни и творчества конкретных композиторов. Без этой дисциплины учеба в школе преврати лась бы в нечто похожее на репетицию цир кового номера «заяц играет на барабане». Голая технология, лишенная всякого смысла. В жизни Устинова музыкальная литера тура — это песня для души. Он мечтает когда-нибудь, когда подготовит себе зам е ну, покинуть директорский кабинет и остать ся только преподавателем. Я видела в его домашней библиотеке редчайшие экзем пля ры книг и ж урналов (Вилен Иванович дру жен с букинистами) с многочисленными закладками и пометками. Все это любовно собирается и изучается. Н едавно в санато рии он уговорил библиотекаршу пойти на /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2