Сибирские огни, 1968, №9
— Знаю я музыкальную литературу, на слуш алась 8 училище,— с обычной своей пылкостью говорила мне Людмила Яков л ев н а— А все равно хожу к Вилену И ва новичу на уроки. Ради удовольствия его послушать... От Пересветовых я узнала и про то, как в первый год существования школы Усти нов устроил 8 собственной квартире, состо явшей из единственной комнаты, в которой жила семья из четырех человек, класс для занятий — не хватало помещений. Но история создания и строительства школы, ставшая чем-то вроде легенды, сто ит того, чтобы рассказать о ней особо. Как это начиналось Д есять лет назад в Карасуке, как впро чем, и в большинстве других районных центров Новосибирской области, в помине не было музыкальной школы. Однако идея музыкального образования юных карасучан уж е витала в воздухе. Это был зов жизни, хотя угадали его не сразу и не все. Вероят но, потому, что для осознания «витающих идей» требовалась не только психологиче ская подготовка, но и материальная база. Эта ж е последняя внушала законные сом нения. Одним словом, то был этап, когда музыкальная идея еще не овладела масса ми и потому не стала материальной силой. Однако постепенно голоса поборников музыкального образования становились все настойчивей, а ряды все сплоченней. Усти нов до сих пор помнит, как тогдашняя зав- райздравом Александра Спиридоновна Биндюк, крупная, громкоголосая, со всех трибун —■будь то совещание по надою или слет по урожайности — шумела в пользу музыки. Сам Устинов (в те времена заведовав ший районным отделом культуры), разу меется, тож е не сидел, сложа руки, мето дически атакуя областное управление куль туры. Наконец, настал решающий момент. Районные массы, и что особенно важно — районные руководители, окончательно «соз рели» для реализации музыкальной идеи. Местные организации готовы были выделить деньги, строители — рабочую силу. Вскоре в Новосибирск проследовала со лидная бумага за подписью тогдашнего председателя райисполкома Екатерины Григорьевны Поляковой. Она авторитетно заверяла управление культуры в том, что К арасукская детская музыкальная школа располагает всем необходимым для жизни, а именно: тремя классами для занятий, четырьмя пианино, четырьмя баянами, не Говоря о педагогах. По правде сказать, в депеше той было больше оптимизма, чем истины. Под тремя классами подразумевались комнатушки в ветхом саманном доме, да и те с кровью оторвала от себя начальная школа, со дня на день ожидавш ая переселения в новое здание. Четыре пианино были «реквизиро ваны» (точнее, решением исполкома пере даны музыкальной школе) у других орга низаций. Поскольку больше двух инстру ментов классы не вмещали, то остальные два временно поставили в конторе отделе ния связи и в квартире Устинова, назначен ного директором школы. Жил тогда Вилен Иванович со всеми своими домочадцами — женой и двумя дочерьми — в небольшом домике, который сам построил после войны. Что касается педагогического коллекти ва, то на первых порах его представляли директор, он ж е преподаватель музыкаль ной литературы, и педагог по классу баяна Иван Андреевич Мороз (ныне он сам руко водит вновь созданной музыкальной шко лой в одном из районов области). Набор сделали в августе, а педагог по фортепиано появился только в конце сентября. Одно это уж е было в известной степени риском (кое-кто склонен был употребить даж е бо лее категоричное определение — авантю рой). Однако повернуть историю вспять еще не удавалось никому. В конце сентяб ря приехал Иван Николаевич Любинецкий, превосходный педагог и музыкант, ставший не только старшим товарищем и другом Устинова, но и его союзником. Если полистать школьную летопись — огромного формата альбом в бархатном переплете, то на первых его страницах об наружатся пожелтевшие от времени выпи ски из решений и постановлений местных властей разных лет. Д ля Устинова, для ве теранов школы, ее первых выпускников и первых родителей (и те и другие каж утся директору самыми яркими из всех наборов), официальные эти бумаги звучат, как поэма. Деловым языком документа в них вы раж е ны отнюдь «не официальные» чувства —- человеческая доброта и сердечность, забо та о детях, об их будущем, а значит, и о будущем района. Готовясь к десятилетию школы, Вилен Иванович записал в своей тетрадке: «У нас было несколько чужих столов и парт, 12 стульев и большое желание». В отличие от известных пероев Ильфа и Петрова, ка- расукские обладатели двенадцати стульев, кроме означенной мебели, имели еще бла городные цели и поддержку широких масс своих земляков. Это было их главной си лой, и она обеспечила успех. Так начался первый учебный год новой школы. Какое он был, лучше не вспоми нать — сложностей и прорех хватало с из бытком. И вот в один прекрасный день (прекрасный в прямом смысле слова) в са манный домик примчалась раскрасневшаяся, запыхавшаяся жена Устинова и прямо о порога закричала: — Виля! Там, на участке, машины ка мень возят... Участком они называли площадку, ко торую горисполком выделил под строи тельство школы. Все, кто услышал новость, бросились на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2