Сибирские огни, 1968, №9

принимали «охи» и «ахи» других 'заочни­ ков. И то они не сумели прослушать, и это­ го не достали. Супруги прослушивали все, что требуется, дома, в Карасуке: в школе такая роскошная фонотека (четыре с лиш ­ ним тысячи долгоиграющих пластинок), к а­ кую не часто встретишь и в большом го­ роде. Собирается она все десять лет. Не­ привычное русскому уху название Карасук хорошо известно в посылторге столицы. Государственный экзамен Пересветовы не стали сдавать в Новосибирске. Конечно, проще было пойти по протоптанной дорож ­ ке: съездить в училище и продирижировать там «чужим» хором. Ким и Люда решили иначе. Несколько месяцев они готовили про­ грамму с учащимися своей школы. Сдела­ но было все, чтобы им помочь. Когда экза­ менационная комиссия, прибывшая из Н о­ восибирска, удалилась на совещание, никто из ребят не ушел домой: ж дали результа­ тов. Пятерки Кима Петровича и Людмилы Яковлевны стали триумфом всей школы. Перед отъездом из Карасука я была в гостях у Пересветовых. Ж ивут они возле самого вокзала, на третьем этаж е нового дома. Квартира двухкомнатная, со всеми удобствами — вода, газ, паровое отопление, словом, нормальное современное жилье. Кухня у Пересветовых похожа на мою и моих новосибирских знакомых: теснова­ то, тепло и уютно. В таких кухнях зав тр а­ кают, обедают и принимают друзей. Но большая комната не была похожа ни на какую из известных мне гостиных или кабинетов. Здесь стояли две пары лыж и огромный, во всю стену, некрашеный стел­ л аж — он ж е бар, ящик для слесарных ин­ струментов, шкаф для домашней фоноте­ ки, и т. д. Ким объяснил, что стеллаж сде­ лан собственноручно главным образом из досок от разобранного стола для настоль­ ного тенниса (стол располагался когда-то посредине комнаты, и здесь, в доме Пе- реоветовых, проходили даж е школьные со­ ревнования). Д олж на признаться, что с большим удовольствием поставила бы со­ оружение, подобное пересветовскому стел­ л аж у, в своей квартире. Тем более — вме­ сте с содержимым. Ибо на полках обнару­ жились такие превосходные книги, как, например, «Красочные встречи» JI. Вилче- ка — уникальные цветные снимки из жизни животных, или великолепные издания ри­ сунков Эффеля, репродукций Рериха, двух­ томник Л евитана, чудесная книга для детей «Большой дом человечества» («Дети в шко­ ле задаю т самые неожиданные вопросы, надо быть готовым ко всему»), Ким соби­ рает книги о композиторах из серии «Жизнь замечательных лю дей » .. Люда во­ обще много читает, следит за новинками. М еж ду прочим, почти все книги куплены в Карасуке — самими хозяевами или их друзьями. Право, Устинов не зря долго и упорно подбирал себе в школу педагогов. Он знал,' чего хочет: Пересветов, Васильева, а те­ перь и новые — пианистка Н аталья Симо­ новна Прибыткова, домрист Виктор Гри­ горьевич Казаненков (оба выпускники Н о­ восибирского музучилища), не просто мо­ лоды годами, не только знают и любят свое дело, они — интересные люди, вот что в аж ­ но. Серость, бездарность, даж е очень ста­ рательная, не годится в воспитатели. Тем более, когда речь идет о музыкальной ш ко­ ле. Устинов убежден, что если Способный ученик, окончив школу, идет в технический вуз, а не в музыкальное училище, (а такие случаи в школе, конечно, бывают) — вино­ ват педагог. Значит, музыкальность учени­ ка столкнулась с немузыкальностью, орди­ нарностью его учителя. МоЖет быть, подобный взгляд чересчур категоричен: в конце концов вовсе не обя­ зательно всем выпускникам школы стано­ виться профессионалами. Но так уж, вид­ но, устроен этот человек: он ставит себе и своим товарищам самые трудные задачи. За десять лет, что существует школа, больше половины ее выпускников поступили в музучилище. Добавлю : д е сять— на теоре­ тическое отделение. А это уж е прямая за» слуга педагога Устинова. Конечно, было бы наивностью думать, что в школе полная педагогическая идил­ лия. При всем авторитете Устинова в гла­ зах педагогов, кое в чем они р асхо д ятся.. За кофе в уютной кухне Пересветовых хозяева делились со мной своими огорче­ ниями. — Классика — это, конечно, прекрас­ но,— горячилась Людмила Яковлевна,— но надо же детям играть и современную му- :зыку. А Вилен Иванович хочет только классику. Вы знаете, одна моя ученица сыграла на академическом концерте пьесу Желабинского «Опасное приключение», так он отказался поставить отметку. А по-мое­ му, очень красочная музыкальная кар­ тинка... Я вспомнила, как в разговоре со мной Устинов ругал так называемые современные ритмы. «Жизнь сейчас активная, напори­ стая, а они только увеличивают болтан­ ку»,— неприязненно говорил он. — Вот-вот,— подтверждает Людмила Яковлевна.— Это и мы не раз слышали.— Но ведь может быть и так: то, что назы ­ вают «ритмами», рождено временем, совре­ менным ритмом жизни... Похоже, в глубине души Пересветовы считают своего сорокавосьмилетнего дирек­ тора немного старомодным. — Вы видели наш концертный . зал? — спрашивает меня Ким Петрович.— Коробка. А мы ведь предлагали другой проект, бо­ лее современный. Специально привезли из Новосибирска — попросили знакомого инж е­ нера набросать... Но ничего не вышло. Ви­ лен Иванович не согласился. Я молчу, поскольку знаю уж е всю стро­ ительную эпопею школы и подозреваю, что Устинову было «не до жиру — быть бы живу». Критика однако не мешает супругам восхищаться своим директором.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2