Сибирские огни, 1968, №9

кальной! А вечернее отделение, где занима­ ются не только карасучане, но и жители близлежащих сел! А работа выпускников в детских садах, преподавателями пения в школах и педучилище! Или, наконец, гри выпуска сельских баянистов, которые сде­ лала школа! И всего этого еще мало: Устинова кри­ тикуют за то, что недостаточно пропаган­ дирует музыку, не удовлетворяет потреб­ ности. Потому что потребности-то растут (и в немалой степени по милости того же Устинова со всем его коллективом). Такой получается «замкнутый круг». Но вернусь к беседе в редакции. Про­ слушав ее, я убедилась, что Устинов умеет и любит говорить о музыке. С самого начала, окинув взглядом аудиторию (кроме редак­ ционного коллектива здесь были и работ­ ники типографии), он мгновенно сориенти­ ровался и нашел верный тон. — Сколько букв в алфавите? — спросил он у женщин-печатниц.— Тридцать три. А еще различные шрифты. И вы в этой массе прекрасно ориентируетесь. Нот же всего-навсего семь... Вилен Иванович на пальцах показал, как это мало. Женщины заулыбались, и первая настороженность растаяла. И по­ том, на протяжении всей беседы, Устинов как-то очень ловко избегал «мелей», ориен­ тируясь по настроению слушателей, как по маяку. Это умение держ ать аудиторию в руках, все время втягивать ее в активное «сопереживание» лектору с особенным бле­ ском обнаружилось затем в школе, на уро­ ках Устинова. Но о них чуть позже. А сейчас еще об одной карасукской встрече. Старинный сюжет Впервые я увидела Людмилу Яковлевну Васильеву все в том же устиновском каби­ нете. Впорхнула в комнату маленькая чер­ новолосая девушка с живыми темными гла­ вами, в белой с рюшками блузочке и, став перед директором, задорно спросила: — Ну, как? Я знала, что предстоит отчетный кон­ церт в связи с десятилетием школы, и при­ няла девушку за ученицу, примеряющую концертный туалет. Что касается туалета, то так оно и было, но предполагаемая уче­ ница оказалась учительницей, педагогом по классу фортепьяно. Потом меня познакомили и с мужем Васильевой — Кимом Петровичем Пересве- товым, тож е пианистом. Ким Петрович дер­ ж ался солидней своей супруги, но это мало помогало — все равно он выглядел юнцом. От Устинова я узнала романтическую историю этой пары. Оба они учились в Новосибирском му­ зыкальном училище. На втором курсе ре­ шили пожениться. Но тут все пошло, как в старинном романе; запротестовали ее ро­ дители. Что уж их не устроило в Киме — никому неведомо. Только влюбленные, как и положено в классическом сюжете, не подчинились родительской воле. Бросили они все — квартиру, благополучный быт, учи­ лище — и укатили со своей любовью за семьсот километров от родного гнезда, «в глушь, в деревню». С тех пор минуло шесть лет. Случай­ ность выбора стала закономерностью: шко­ ла прочно вошла в жизнь Пересветовых, а «деревня» сделалась для них обжитым домом. Опасность «мезальянса» отпала, поскольку человеческая неординарность этой пары, ее умение увлекаться делом и увлекать других нашли в Карасуке и доб­ рую почву, и достойных ценителей. Вот вам один из современных вариантов старой проблемы «село и интеллигенция». В наших сегодняшних представлениях о сельских интеллигентах нередко еще центральное место занимает образ ж ерт­ венника, отказавшегося, во имя служения долгу, от благ городской цивилизации. Очень едко подметили это авторы одного фильма, который шел на экранах несколько лет назад. Фильм назывался «Мимо окон идут поезда», и герой его — директор шко­ лы-интерната в районном городке, этакий самонадеянный молодой чинуша от педаго­ гики — постоянно повторял, кокетничая перед приезжими: «В Гусеве нет Большого театра и Малого, как известно, тоже...» И хотя слова эти произносились в стенах роскошного школьного здания (каких в ре­ альных гусевых не так уж много), а сам «жертвенник» был одет в отлично' сшитый, современного покроя костюм, предполага­ лось, что гости должны ощутить всю меру самоотверженности этого человека. Однако времена земского доктора Чехо­ ва давно миновали. Славные традиции рус­ ской интеллигенции обрели в наши дни но­ вую почву. Разумеется, и сегодня в селах и районных центрах нет Большого театра, и сегодня не все врачи или учителя живут в благоустроенных, городского типа, квар­ тирах (хотя многие ж ивут), и все ж е по­ нятие «сельский интеллигент» существенно изменилось. Изменилось хотя бы потому, что вместо одиноких фигур лекарей-под- вижников, учителей-просветителей в дере­ венскую жизнь органично вошли целые от­ ряды специалистов самых разных профи­ л е й — от инженера и агронома до воспи­ тателя яслей и библиотекаря. Без них сей­ час трудно представить себе сельский «пей­ заж». История супругов Пересветовых (и Усти­ нова тоже) — пример того, как увлеченный делом человек вдали от большого города не чувствует себя ни жертвой, ни обижен­ ным судьбой Музучилище Ким и Люда окончили за ­ очно. Причем уложились в четыре года вместо положенных пяти. Сейчас подумы­ вают о консерватории. Всякий раз. приез­ ж ая на экзамены в Новосибирск, Пересве- товы с некоторым чувством превосходства

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2