Сибирские огни, 1968, №9
кальной! А вечернее отделение, где занима ются не только карасучане, но и жители близлежащих сел! А работа выпускников в детских садах, преподавателями пения в школах и педучилище! Или, наконец, гри выпуска сельских баянистов, которые сде лала школа! И всего этого еще мало: Устинова кри тикуют за то, что недостаточно пропаган дирует музыку, не удовлетворяет потреб ности. Потому что потребности-то растут (и в немалой степени по милости того же Устинова со всем его коллективом). Такой получается «замкнутый круг». Но вернусь к беседе в редакции. Про слушав ее, я убедилась, что Устинов умеет и любит говорить о музыке. С самого начала, окинув взглядом аудиторию (кроме редак ционного коллектива здесь были и работ ники типографии), он мгновенно сориенти ровался и нашел верный тон. — Сколько букв в алфавите? — спросил он у женщин-печатниц.— Тридцать три. А еще различные шрифты. И вы в этой массе прекрасно ориентируетесь. Нот же всего-навсего семь... Вилен Иванович на пальцах показал, как это мало. Женщины заулыбались, и первая настороженность растаяла. И по том, на протяжении всей беседы, Устинов как-то очень ловко избегал «мелей», ориен тируясь по настроению слушателей, как по маяку. Это умение держ ать аудиторию в руках, все время втягивать ее в активное «сопереживание» лектору с особенным бле ском обнаружилось затем в школе, на уро ках Устинова. Но о них чуть позже. А сейчас еще об одной карасукской встрече. Старинный сюжет Впервые я увидела Людмилу Яковлевну Васильеву все в том же устиновском каби нете. Впорхнула в комнату маленькая чер новолосая девушка с живыми темными гла вами, в белой с рюшками блузочке и, став перед директором, задорно спросила: — Ну, как? Я знала, что предстоит отчетный кон церт в связи с десятилетием школы, и при няла девушку за ученицу, примеряющую концертный туалет. Что касается туалета, то так оно и было, но предполагаемая уче ница оказалась учительницей, педагогом по классу фортепьяно. Потом меня познакомили и с мужем Васильевой — Кимом Петровичем Пересве- товым, тож е пианистом. Ким Петрович дер ж ался солидней своей супруги, но это мало помогало — все равно он выглядел юнцом. От Устинова я узнала романтическую историю этой пары. Оба они учились в Новосибирском му зыкальном училище. На втором курсе ре шили пожениться. Но тут все пошло, как в старинном романе; запротестовали ее ро дители. Что уж их не устроило в Киме — никому неведомо. Только влюбленные, как и положено в классическом сюжете, не подчинились родительской воле. Бросили они все — квартиру, благополучный быт, учи лище — и укатили со своей любовью за семьсот километров от родного гнезда, «в глушь, в деревню». С тех пор минуло шесть лет. Случай ность выбора стала закономерностью: шко ла прочно вошла в жизнь Пересветовых, а «деревня» сделалась для них обжитым домом. Опасность «мезальянса» отпала, поскольку человеческая неординарность этой пары, ее умение увлекаться делом и увлекать других нашли в Карасуке и доб рую почву, и достойных ценителей. Вот вам один из современных вариантов старой проблемы «село и интеллигенция». В наших сегодняшних представлениях о сельских интеллигентах нередко еще центральное место занимает образ ж ерт венника, отказавшегося, во имя служения долгу, от благ городской цивилизации. Очень едко подметили это авторы одного фильма, который шел на экранах несколько лет назад. Фильм назывался «Мимо окон идут поезда», и герой его — директор шко лы-интерната в районном городке, этакий самонадеянный молодой чинуша от педаго гики — постоянно повторял, кокетничая перед приезжими: «В Гусеве нет Большого театра и Малого, как известно, тоже...» И хотя слова эти произносились в стенах роскошного школьного здания (каких в ре альных гусевых не так уж много), а сам «жертвенник» был одет в отлично' сшитый, современного покроя костюм, предполага лось, что гости должны ощутить всю меру самоотверженности этого человека. Однако времена земского доктора Чехо ва давно миновали. Славные традиции рус ской интеллигенции обрели в наши дни но вую почву. Разумеется, и сегодня в селах и районных центрах нет Большого театра, и сегодня не все врачи или учителя живут в благоустроенных, городского типа, квар тирах (хотя многие ж ивут), и все ж е по нятие «сельский интеллигент» существенно изменилось. Изменилось хотя бы потому, что вместо одиноких фигур лекарей-под- вижников, учителей-просветителей в дере венскую жизнь органично вошли целые от ряды специалистов самых разных профи л е й — от инженера и агронома до воспи тателя яслей и библиотекаря. Без них сей час трудно представить себе сельский «пей заж». История супругов Пересветовых (и Усти нова тоже) — пример того, как увлеченный делом человек вдали от большого города не чувствует себя ни жертвой, ни обижен ным судьбой Музучилище Ким и Люда окончили за очно. Причем уложились в четыре года вместо положенных пяти. Сейчас подумы вают о консерватории. Всякий раз. приез ж ая на экзамены в Новосибирск, Пересве- товы с некоторым чувством превосходства
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2