Сибирские огни, 1968, №9
Размышления над коричневой тетрадью К ори ч н евая•тетрадь не могла заменить самого Устинова, но на один «з моих воп росов она все ж е ответила. «В чем главная задача музыкальной школы?» — записала я в блокноте. Так в чем же? В том, чтобы научить детей (и взрослых: в школе есть вечернее отделение) играть на каком-ни будь инструменте? Преподать основы музы кальной грамоты? Разбудить живущего в каждом человеке художника? Проглядев собранные в тетради Устинова лаконичные протоколы заседаний педсовета,— иногда «сепаратных», иногда совместно с роди тельским комитетом — я поняла, что тут, в К арасуке, сверх всех предполагаемых мною целей стремятся достичь еще одной: сфор мировать из ребенка человеческую личность. Разумеется, это не бог весть какое от крытие. Такие цели ставит перед собою каж дое учебное заведение. И все ж е музы кальная школа — особая статья. Здесь ре бенок проводит не шесть часов в день, как в общеобразовательной, а один-два, макси мум три часа. Здесь нет всей той системы общественных организаций, которые име ются там. Одним словом, занятия музыкой как бы предполагают дополнительный штрих в будущем портрете, но не самый портрет. Устинов, очевидно, смотрит на этот воп рос несколько иначе. Он добровольно бе рет на себя, на школу полную ответствен ность за своих питомцев. Его требователь ность отнюдь не ограничена рамками школь ной программы. В коричневой тетради был протокол педсовета, где директор, члены родительского комитета взяли в оборот од ного мягкотелого папашу за поступки доче ри, которые вовсе не обязательно было об суж дать в музыкальной школе. В конце концов есть школа общ еобразовательная, есть пионерская организация. Х ватает Устинову хлопот с неуспевающими и про пускающими. А он и сам не унимается, не спешит перекладывать неприятности на чу жие плечи, и помощников своих приучил не распределять беды по ведомствам. Неудивительно, что выпускники школы в своем далеке с такой нежностью вспоми нают дом на улице Луначарского — здесь их учили не только музыке. Забегая вперед, скажу: среди многих ре бячьих биографий мне особенно запомни лись две. Вероятно, потому, что здесь влия ние музыкальной школы оказалось решаю щим. Учится в классе баяна такой мальчик — Володя М. В школу его привезли «на ис правление». Парень был (да и сейчас еще остается) из разряда «трудных». Одна на деж да грела родителей: любит Володя му зыку. Однако уж е после первых каникул мальчишка в школу не явился. Выяснилось, что он сбеж ал из дома и устроился где-то в колхозе на трактор. Устинов добился возвращения «блудного сына»: у Володи явные музыкальные способности. Вилен Иванович связался с директором вечерней общ еобразовательной школы, куда опреде лили Володю, и действует теперь в союзе с ним. Ключиком к, душе паренька оказа лась его т я г а -к сочинительству: Володя пытается писать пьесы для баяна. Устинов надеется подготовить любителя побегов в музыкальное училище. С другим питомцем школы — Ж еней Б. у директора едва не вышел педагогический казус. Ж еня как-то проштрафился, и Усти нов потребовал родителей. Пйрень букваль но окрысился: зачем?! Не надо! Вилен И в а нович к грубости не привык: Ж еню не д о пустили к участию в традиционном акаде мическом концерте. И все ж е чутье под сказывало: здесь что-то есть. Когда стали разбираться, выяснилось: дома у Ж ени не лады с мачехой, отец его выпивает... В об щем, вызов родителей был бы совсем не на пользу. Ох, уж и корил Устинов и педагога Жени, и себя самого за промашку: считал, что обязаны были знать домашние обстоя тельства ученика. Ж еня учится игре на б а лалайке. Отец, после соответствующей бе седы, даж е сделал для сына по заказу от личную балалайку. И здесь у парнишки впереди маячит музучилище... Всего семь нот Наутро мне был обещан Устиновым дол гожданный разговор, а до того предстояло забеж ать в редакцию районной газеты. Случилось так, что в редакции наши пути с Виленом Ивановичем снова встретились; у него там по плану была беседа о песне. Появилась возможность увидеть Устинова Ф новом качестве — как пропагандиста му зыки. Что это его конек, мне уж е говорили. И не только в том смысле, что Вилен И ва нович — превосходный лектор, но и в дру гом, более широком. Посудите сами. Если каждый учащийся школы имеет дома пиа нино или баян, то вот вам уж е более двух сот инструментов в одном лишь К арасуке. Но ведь игру нц_ этих инструментах слуш а ют родственники, соседи — значит, музыка становится достоянием уж е многих сотен. Был случай, одна из ж елезнодорожных служб провож ала на пенсию уваж аемого человека. Попрооили музыкальную школу да'ть концерт, а в ж елезнодорожном клубе нет пианино. Пришлось «три центнера му зыки» грузить на машину, подкладывать под них подушечки и везти из школы чуть ли не на цыпочках через весь город. Зато концерт так понравился, что парторг служ бы заявил: для постоянной связи с музы кальной школой покупаем в клуб пианино. А участие устиновских питомцев в ху дожественной самодеятельности! А класс ные часы в общ еобразовательных школах, которые широко проводят ученики музы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2