Сибирские огни, 1968, №9

Размышления над коричневой тетрадью К ори ч н евая•тетрадь не могла заменить самого Устинова, но на один «з моих воп­ росов она все ж е ответила. «В чем главная задача музыкальной школы?» — записала я в блокноте. Так в чем же? В том, чтобы научить детей (и взрослых: в школе есть вечернее отделение) играть на каком-ни­ будь инструменте? Преподать основы музы­ кальной грамоты? Разбудить живущего в каждом человеке художника? Проглядев собранные в тетради Устинова лаконичные протоколы заседаний педсовета,— иногда «сепаратных», иногда совместно с роди­ тельским комитетом — я поняла, что тут, в К арасуке, сверх всех предполагаемых мною целей стремятся достичь еще одной: сфор­ мировать из ребенка человеческую личность. Разумеется, это не бог весть какое от­ крытие. Такие цели ставит перед собою каж дое учебное заведение. И все ж е музы­ кальная школа — особая статья. Здесь ре­ бенок проводит не шесть часов в день, как в общеобразовательной, а один-два, макси­ мум три часа. Здесь нет всей той системы общественных организаций, которые име­ ются там. Одним словом, занятия музыкой как бы предполагают дополнительный штрих в будущем портрете, но не самый портрет. Устинов, очевидно, смотрит на этот воп­ рос несколько иначе. Он добровольно бе­ рет на себя, на школу полную ответствен­ ность за своих питомцев. Его требователь­ ность отнюдь не ограничена рамками школь­ ной программы. В коричневой тетради был протокол педсовета, где директор, члены родительского комитета взяли в оборот од­ ного мягкотелого папашу за поступки доче­ ри, которые вовсе не обязательно было об­ суж дать в музыкальной школе. В конце концов есть школа общ еобразовательная, есть пионерская организация. Х ватает Устинову хлопот с неуспевающими и про­ пускающими. А он и сам не унимается, не спешит перекладывать неприятности на чу­ жие плечи, и помощников своих приучил не распределять беды по ведомствам. Неудивительно, что выпускники школы в своем далеке с такой нежностью вспоми­ нают дом на улице Луначарского — здесь их учили не только музыке. Забегая вперед, скажу: среди многих ре­ бячьих биографий мне особенно запомни­ лись две. Вероятно, потому, что здесь влия­ ние музыкальной школы оказалось решаю­ щим. Учится в классе баяна такой мальчик — Володя М. В школу его привезли «на ис­ правление». Парень был (да и сейчас еще остается) из разряда «трудных». Одна на­ деж да грела родителей: любит Володя му­ зыку. Однако уж е после первых каникул мальчишка в школу не явился. Выяснилось, что он сбеж ал из дома и устроился где-то в колхозе на трактор. Устинов добился возвращения «блудного сына»: у Володи явные музыкальные способности. Вилен Иванович связался с директором вечерней общ еобразовательной школы, куда опреде­ лили Володю, и действует теперь в союзе с ним. Ключиком к, душе паренька оказа­ лась его т я г а -к сочинительству: Володя пытается писать пьесы для баяна. Устинов надеется подготовить любителя побегов в музыкальное училище. С другим питомцем школы — Ж еней Б. у директора едва не вышел педагогический казус. Ж еня как-то проштрафился, и Усти­ нов потребовал родителей. Пйрень букваль­ но окрысился: зачем?! Не надо! Вилен И в а­ нович к грубости не привык: Ж еню не д о­ пустили к участию в традиционном акаде­ мическом концерте. И все ж е чутье под­ сказывало: здесь что-то есть. Когда стали разбираться, выяснилось: дома у Ж ени не­ лады с мачехой, отец его выпивает... В об­ щем, вызов родителей был бы совсем не на пользу. Ох, уж и корил Устинов и педагога Жени, и себя самого за промашку: считал, что обязаны были знать домашние обстоя­ тельства ученика. Ж еня учится игре на б а ­ лалайке. Отец, после соответствующей бе­ седы, даж е сделал для сына по заказу от­ личную балалайку. И здесь у парнишки впереди маячит музучилище... Всего семь нот Наутро мне был обещан Устиновым дол­ гожданный разговор, а до того предстояло забеж ать в редакцию районной газеты. Случилось так, что в редакции наши пути с Виленом Ивановичем снова встретились; у него там по плану была беседа о песне. Появилась возможность увидеть Устинова Ф новом качестве — как пропагандиста му­ зыки. Что это его конек, мне уж е говорили. И не только в том смысле, что Вилен И ва­ нович — превосходный лектор, но и в дру­ гом, более широком. Посудите сами. Если каждый учащийся школы имеет дома пиа­ нино или баян, то вот вам уж е более двух­ сот инструментов в одном лишь К арасуке. Но ведь игру нц_ этих инструментах слуш а­ ют родственники, соседи — значит, музыка становится достоянием уж е многих сотен. Был случай, одна из ж елезнодорожных служб провож ала на пенсию уваж аемого человека. Попрооили музыкальную школу да'ть концерт, а в ж елезнодорожном клубе нет пианино. Пришлось «три центнера му­ зыки» грузить на машину, подкладывать под них подушечки и везти из школы чуть ли не на цыпочках через весь город. Зато концерт так понравился, что парторг служ ­ бы заявил: для постоянной связи с музы ­ кальной школой покупаем в клуб пианино. А участие устиновских питомцев в ху­ дожественной самодеятельности! А класс­ ные часы в общ еобразовательных школах, которые широко проводят ученики музы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2