Сибирские огни, 1968, №9

но эти, а не другие фамилии. Принцип выбора сугубо деловой: в комитете долж ­ ны быть авторитетные люди, способные ак­ тивно помогать школе. Никаких почетных членов в высоких рангах, никаких мертвых дунь Родительский комитет —■это правая рука педагогов. Когда речь пошла о финансовых делах, Устинов потряс меня знанием всяческих тонкостей, -но я вспомнила о списке в к а ­ лендаре и перестала удивляться. Просто- напросто директор музыкальной школы — профессия «синтетическая». Денег на обзаведение Циркунов, как выяснилось, получил порядочно. Решали они, что стоит купить сразу, а что потом, когда школа переедет в свою «гостиницу». Вернее, решал Устинов, а Александр П етро­ вич больше кивал и записывал. Насчет пиа­ нино он сказал, что купил одно, тогда как, по мнению Вилена Ивановича, надо бы ку­ пить семь-восемь (пока ес1ъ деньги). А вот столы молодой директор задум ал приобре­ сти сейчас, хотя толком не знал, какое у не­ го будет помещение, сколько столов и ка­ ких понадобится. Так они дошли до документации. Вилен Иванович советовал с самого начала вести ж урнал приказов («это основной документ. Воспитательная сила в нем большущая») и сохранять личные дела («тоже стреля­ е т — есть планы, записано, когда начали разучивать пьесу, когда кончили, легче по­ том сравнивать успехи Коли -и Вани, с ро­ дителями разговаривать...»). Потом Ц ирку­ нов что-то сказал насчет заказа в типогра­ фию на ведомости, а Вилен Иванович уди­ вился: дескать, зачем в типографию, когда можно от руки — ведь учеников пока мало. И тут Циркунов показал, что он не зря просидел в этом кабинете битый час. — А я на два года наделаю -ведомостей: пока деньги есть. Устинов рассмеялся. ' « Не стану пересказывать весь их даль­ нейший разговор: тут были и фонотека, и киноаппарат, и проблема класса аккордео­ на, и многое другое, одинаково важное для молодого директора. Что до меня, то упорство Циркунова, отсутствие в нем ф а­ наберии показались мне качествами не ме­ нее привлекательными, чем щ едрость и умудренность Устинова. Учиться ум у-разу­ му тож е надо уметь и хотеть. Мой час не настал и после того, как Циркунов, наконец, удалился — к тому вре­ мени в кабинете было уж е полно людей. Худенькая, маленькая девушка — Оля Ден- товская, выпускница школы, пришла про­ сить кциги из школьной библиотеки. Оля учится в Новосибирске в музучилище на теоретическом отделении. В К арасуке она перенесла тяж елую болезнь и если б не школа — распрощ алась бы с музыкой. А те­ перь пришлось лишь сменить фортепьяно на теорию (Оля собирается стать педаго­ гом ). Из разговора директора с девушкой я улавливаю и записываю в блокнот ф разу: «Когда учишься, помни, что будешь учить». Почти афоризм. У Вилена Ивановича склонность к таким афористичным форму­ лировкам. Учительница из средней школы здесь тож е с просьбой: нужен музыкальный м а­ териал для «Реквиема» Рождественского. Ей каж ется, что лучше всего -— Бетховен. «По-чему ж е Бетховен? — возраж ает Усти­ нов.— Есть музыка Кабалевского, специаль­ но написанная на эти стихи». Учительница уходит с пластинкой. Теперь очередь за невысоким, скромного вида пареньком, которого Вилен Иванович называет Вовой. — Слушай, Вова, чутр не забыл,— спо­ хваты вается Устинов.— Письмо ж е пришло из армии, о Коле. Он достает из ящика то самое письмо капитана второго ранга Панина, которое д а ­ вал мне читать, и протягивает пареньку. По тому, как Вова берет письмо, как нетерпе­ ливо его раскрывает, я догадываюсь: это и есть, очевидно, Носов-второй, брат Коли. П робеж ав глазами строки письма, Вова молча кладет его на стол. Ему явно ж аль расставаться с ним, но мужское достоин­ ство протестует против сентименто-в. К директору Носов-второй явился опять-таки за Советом и материалами: ему поручено провести в своем классе (общеоб­ разовательной школы) классный час о му­ зыке. Вилен Иванович советует тему: «П ес­ ни гражданской и Отечественной войн» (скоро юбилей Советской Армии) и обещает дасе подобрать (так случилось, что в на­ значенный Вове Носову день и час я ока­ залась снова в кабинете Устинова и была свидетельницей его пунктуальности. О ка­ зывается, точность — вежливость не толь­ ко королей. Впрочем, директору школы она нужна, пожалуй, больше, чем монарху: от королей давно никто не ждет ничего хоро­ шего, педагог ж е воспитывает собственным примером). Поговорить с Устиновым мне так и не удалось до самого вечера. Всякий раз, ко­ гда возникала очередная помеха, он улы ­ бался извиняющейся улыбкой и разводил руками. П окидая кабинет, я уносила вместе со своими вопросами толстую коричневую тетрадь, которую Вилен Иванович разрешил мне полистать на досуге. Все ж е какое это растяжимое поня­ тие — сутки. Их никогда не хватает: и ко­ гда сделаешь много, и когда не успеешь ничего. Устинов, например, не так давно, помимо работы в школе, был еще общест­ венным заместителем председателя горис­ полкома, общественным ректором универси­ тета культуры, членом райкома партии, ар­ тистом народного театра и даж е временно зам ещ ал его художественного руководите­ ля. Интересно, как он умудрялся быть «вежливым»? Все-таки двадцать четыре часа — это только двадцать четыре. А мо­ ж ет, инфаркт, который недавно перенес Устинов, как раз и бывает от попытки пе­ рехитрить время?..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2