Сибирские огни, 1968, №8

родины и осознанную ответственность пе­ ред .нею. В этом смысле характерно чув­ ство, выраженное в стихотворении «Я звал тебя, приди, мой голос...» Человек уже за­ вершает свою жизнь, идет к закату: К зем ле склонится голова. Тогда роняет добрый колос. Как зерна, крупные слова. Тогда ему одна забота. О дно он знает ремесло. Чтоб то зерно, его работа, В чужой душ е произросло... Герой Павла Майского тоже осваивает бурную жизнь нашего времени, тоже ищет, находит; создает; преодоление трудностей, изображение сложности человеческих путей, пролагаемых часто через острые противо­ речия и конфликты, усиливает в стихах представление о сложности жизни вообще, о неизбежности борьбы, играющей важную роль в становлении и развитии героя, в реа­ лизации его прав на большое дело и на подвиг. Своеобразной прелюдией к размышлени­ ям о запутанных дорогах человеческой жиз­ ни является стихотворение «Отец». Как страстно мечтает неопытный юноша о том, чтобы на путях, ведущих к зрелости, им руководила тяжелая, но верная и ласковая рука отца'.. «Но только не было о ти а — он пал под Ржевом в сорок первом». И вот молодой герой один идет по крутым скло­ нам и горным тропам. Он знает, что не только во имя памяти отиа, но и во имя великих иелей современности, нужно быть честным, смелым и, когда понадобится, драч­ ливым. Таков горновой из одноименного сти­ хотворения, не отступающий от своего дела, когда оно кажется другим непреодолимым. Таков упрямый с «невозможным харак­ тером» изыскатель, преодолевающий пре­ пятствия, о которых, вероятно, никто не вспомнит впоследствии. Убеждение в том, что человеку нашего времени все по силам, какие бы преграды ни возникали перед ним, пронизывает и стихи «Холодному ветру на­ встречу лечу...», «Он стоит, математик...», «Колесо», «Я не знаю, что со мной случи­ лось...». Разумеется, в книжках молодых авто­ ров не трудно найти значительное количе­ ство неточных, неверно построенных фраз, выражений, слабо разработанных деталей и пр. Обо всем этом можно написать не­ мало Но здесь хотелось бы сказать не­ сколько слов о другом, более опасном для поэтов и труднее поддающемся преодо­ лению Мне кажется, главный недостаток во всех грех книжках «Взмах крыла» — из­ вестный налет подража гельности. всегда проявляющейся гам, где не выкристаллизо­ валось свое собственное поэтическое чувст­ во Такая подражательность проявляется по-разному, а итог ее всегда — искусствен­ ность. надуманность н живописании обра­ зов. некоторое манерничанье. Нарочито при­ думанное начинает преобладать над непо­ средственным. своеобразным. Например, для стихотворения Павла Майского «Я помню речку безымянную..» можно подыскать сотни первоисточников. Уж сколько раз мы читали о румяных за­ катах, о звездах, отраженных в реке, .и об обаятельно^ девушке с ромашкой в руке (цветок всегда выбирается ь зависимости от местных условий). Нет поэта в этом стихотворении, индивидуальное видение мира подменено общими, давно стабилизи­ ровавшимися, трафаретными приметами. Натужно, искусственно написано Ген­ надием Кругликовым стихотворение «Выхо­ дила глухариха....» В нем тоже нет поэти­ ческого познания и раскрытия мира. Нет художественного откровения в том, что глу­ хариха выводила глухарят, а дятел посту­ кивал в лесу. И совершенно неоправданна ложная многозначительность четверости­ шия: «И выстукивал там дятел, в том лесу на трухлом пне, а собака, как предатель, сапоги лизала мне». Ничего не содержалось в ппоизведении. чтобы возникла тема пре­ дательства, зато легко срифмовались слова «дятел» — «предатель». И нельзя отделаться от впечатления, что собака обижена авто­ ром походя и совершенно напрасно. Не очень богата и содержательна мысль в стихотворении Яна Гольцмана «Баллада о белых мышах»; серых мышей множество, и они очень вредные грызуны, а вот белые мыши и пищу едят вполне подходящую и, ложась под опытный нож, приносят боль­ шую пользу человеку. Прозаическое толко­ вание темы еще более «подпорчено» неожи­ данно манерной строкой' мыши «ходят, ЛИ; стики грызут. Не понять им ту вину,— тихо пробуют на зуб Беллу Ахмадуллину». Поэт живет ради своей выстраданной, вдохновенной, богатой смыслом и чувством строки. Все нарочито придуманное, искус­ ственное, все олитературенное мешает ста­ новлению, росту начинающего' автора. Об этом стоит подумать и нашим трем моло­ дым поэтам. В. К о н ь я к о в С К Р О М Н О С Т Ь и И С К Р Е Н Н О С l b К ак мы находим поэзию, по каким признакам чувствуем «магнитное по­ ле» поэтического слова? В чем сила его излучения? Я пытаюсь ронять, почему мне нравятся стихи поэга Александра Романова1 1 А. Р о м а н о в . Н икто не зам ени! ю бя. С ти­ хи. Н овосибирск. Зап.-С иб. кн. изд., 1967,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2