Сибирские огни, 1968, №8
родины и осознанную ответственность пе ред .нею. В этом смысле характерно чув ство, выраженное в стихотворении «Я звал тебя, приди, мой голос...» Человек уже за вершает свою жизнь, идет к закату: К зем ле склонится голова. Тогда роняет добрый колос. Как зерна, крупные слова. Тогда ему одна забота. О дно он знает ремесло. Чтоб то зерно, его работа, В чужой душ е произросло... Герой Павла Майского тоже осваивает бурную жизнь нашего времени, тоже ищет, находит; создает; преодоление трудностей, изображение сложности человеческих путей, пролагаемых часто через острые противо речия и конфликты, усиливает в стихах представление о сложности жизни вообще, о неизбежности борьбы, играющей важную роль в становлении и развитии героя, в реа лизации его прав на большое дело и на подвиг. Своеобразной прелюдией к размышлени ям о запутанных дорогах человеческой жиз ни является стихотворение «Отец». Как страстно мечтает неопытный юноша о том, чтобы на путях, ведущих к зрелости, им руководила тяжелая, но верная и ласковая рука отца'.. «Но только не было о ти а — он пал под Ржевом в сорок первом». И вот молодой герой один идет по крутым скло нам и горным тропам. Он знает, что не только во имя памяти отиа, но и во имя великих иелей современности, нужно быть честным, смелым и, когда понадобится, драч ливым. Таков горновой из одноименного сти хотворения, не отступающий от своего дела, когда оно кажется другим непреодолимым. Таков упрямый с «невозможным харак тером» изыскатель, преодолевающий пре пятствия, о которых, вероятно, никто не вспомнит впоследствии. Убеждение в том, что человеку нашего времени все по силам, какие бы преграды ни возникали перед ним, пронизывает и стихи «Холодному ветру на встречу лечу...», «Он стоит, математик...», «Колесо», «Я не знаю, что со мной случи лось...». Разумеется, в книжках молодых авто ров не трудно найти значительное количе ство неточных, неверно построенных фраз, выражений, слабо разработанных деталей и пр. Обо всем этом можно написать не мало Но здесь хотелось бы сказать не сколько слов о другом, более опасном для поэтов и труднее поддающемся преодо лению Мне кажется, главный недостаток во всех грех книжках «Взмах крыла» — из вестный налет подража гельности. всегда проявляющейся гам, где не выкристаллизо валось свое собственное поэтическое чувст во Такая подражательность проявляется по-разному, а итог ее всегда — искусствен ность. надуманность н живописании обра зов. некоторое манерничанье. Нарочито при думанное начинает преобладать над непо средственным. своеобразным. Например, для стихотворения Павла Майского «Я помню речку безымянную..» можно подыскать сотни первоисточников. Уж сколько раз мы читали о румяных за катах, о звездах, отраженных в реке, .и об обаятельно^ девушке с ромашкой в руке (цветок всегда выбирается ь зависимости от местных условий). Нет поэта в этом стихотворении, индивидуальное видение мира подменено общими, давно стабилизи ровавшимися, трафаретными приметами. Натужно, искусственно написано Ген надием Кругликовым стихотворение «Выхо дила глухариха....» В нем тоже нет поэти ческого познания и раскрытия мира. Нет художественного откровения в том, что глу хариха выводила глухарят, а дятел посту кивал в лесу. И совершенно неоправданна ложная многозначительность четверости шия: «И выстукивал там дятел, в том лесу на трухлом пне, а собака, как предатель, сапоги лизала мне». Ничего не содержалось в ппоизведении. чтобы возникла тема пре дательства, зато легко срифмовались слова «дятел» — «предатель». И нельзя отделаться от впечатления, что собака обижена авто ром походя и совершенно напрасно. Не очень богата и содержательна мысль в стихотворении Яна Гольцмана «Баллада о белых мышах»; серых мышей множество, и они очень вредные грызуны, а вот белые мыши и пищу едят вполне подходящую и, ложась под опытный нож, приносят боль шую пользу человеку. Прозаическое толко вание темы еще более «подпорчено» неожи данно манерной строкой' мыши «ходят, ЛИ; стики грызут. Не понять им ту вину,— тихо пробуют на зуб Беллу Ахмадуллину». Поэт живет ради своей выстраданной, вдохновенной, богатой смыслом и чувством строки. Все нарочито придуманное, искус ственное, все олитературенное мешает ста новлению, росту начинающего' автора. Об этом стоит подумать и нашим трем моло дым поэтам. В. К о н ь я к о в С К Р О М Н О С Т Ь и И С К Р Е Н Н О С l b К ак мы находим поэзию, по каким признакам чувствуем «магнитное по ле» поэтического слова? В чем сила его излучения? Я пытаюсь ронять, почему мне нравятся стихи поэга Александра Романова1 1 А. Р о м а н о в . Н икто не зам ени! ю бя. С ти хи. Н овосибирск. Зап.-С иб. кн. изд., 1967,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2