Сибирские огни, 1968, №8
т у ю полосу фактов. Чаще всего таким ориентиром служит совхоз, район, отдель ный герой. И о нем-то публицист расска жет все, что знает. Порой это затрудняет прояснение главной проблемы, и досадуешь, что автор отвлекает тебя от нее. Но, по размыслив, приходишь к выводу: нет, не зря собраны в одном очерке («Рузаевские миллионы») такие разные, большие и ма лые проблемы'— называю подзаголовки,— «Без сезонников?», «Проблема бабушек и дедушек», «Рузаевке нужна промышлен ность», «На задворках земледелия» (об овощеводстве), «Об ателье мод и прочем». Писателя волнует целый узел трудностей и противоречий, сопутствующих прочному обживанию тех самых некогда глухих мест, по которым тридцать с лишним лет назад проезжал Сергей Миронович Киров. Это он, восхищенный богатствами края, сказал с укоризной: «...дорогие товарищи, настоя- тцей-то большевистской жадности к этим ■богатствам у вас что-то не видно! Руками в них надо вцепиться!» Собственно, вся книга Н. Верховского об этом — об огромных резервах бывшей казахстанской целины, о ее людях, чьи де л а и заботы так близки нам, сибирякам. А» А б р а Т Р О Е П О Д О Д Н О Й „ К Р Ы Ш Е Й " D последнее время многие книжные •^издательства предложили интересную форму публикации произведений молодых авторов. Они издаются так называемыми «кассетами». Автору представлена в ней отдельная небольшая книжка, но две-три кн иж ки объединяет общее название и об щ ая обложка («Бригада», «Старт», «Взмах крыла»). Среди кузбасских поэтов и чита телей такой способ издания имеет популяр ное и образное название — публикация под одной «крышей». Вот и на этот раз 112 страниц трех книж ек посвящены творчеству трех авто ров1. У каждого из них, разумеется, своя собственная биография, свой поиск путей в искусство, а объединяет их одно общее: каждый из них молод, все трое выступают с самостоятельными книжками первый раз. Но не это важно. Возможности для со поставления творчества трех авторов го 1 Г е н н а д и й К р у г л я к о в . П а в е л М а й с к и й . Я н Г о л ь ц м а н , В зм ах кры ла, К ем ерово, кн. изд., 1967. раздо более широки. У каждого из них в центре внимания образ нашего современни ка, раскрывающийся с различных сторон. Прочитывая три книжки, мы знакомимся с трудовыми биографиями героев, с их мо ральными, нравственными устоями, с их сокровенными лирическими чувствами. Так как каждый из трех начинающих автороз смотрит на мир по-своему, обнаруживая предпочтение к чему-то именно для него важному и дорогому, индивидуальные приз наки в их творчестве оказываются несом ненными. Ян Гольцман хорошо видит и чувствует пейзаж, проявляет хорошую склонность к использованию фольклора, особенно за метную в цикле «Заонежье». Отсюда — до стоверность его художественных деталей. И как раз эти детали, позволяющие подчас увидеть в «мелком» нечто важнее, ведут его к интересным обобщениям, рождают философские нотки, когда поэт размышляет о человеке, о сущности его характера, о его назначении в мире и обществе. Будь открывателем везде, отдай все силы тому, что создаешь, великое оно или малое, и ты будешь подлинным творцом жизни,— вот к чему призывает автор. В стихотворении «Синица» от неутешительного вывода по говорки (напрасно «грозилась синица море зажечь») поэт приходит к убеждению, что нечего бояться дела, каким бы огромным и сложным оно ни казалось. По формулам элементарной логики волны гореть не мо гут. Но не горят они у того, кто не вериг в свои силы: Н е сегодня это, не завтра, Только море вспы хнет внезапно. Так светло, как нам и не снится* З аж и гал а море синица. То, что у Яна Гольцмана этот мотив не случаен, подтверждают и другие его стихо творения: «Работаем в грязи...», «Сверчок», «Есть кипящая сталь...», «Вот азбука — на чало всех начал», «Пустой берег». Конечно, они не исчерпывают содержания всего сборника, но подчеркивают его направ ление. Не трудно обнаружить ведущий мотив и в книжке Геннадия Круглякова. Он тоже всегда волнуется за судьбу человека-иска- теля, думает о том, кто, не жалея усилий и трудов, участвует в созидательных делах своей страны. Поэт — геолог по специаль ности, и создавая образ нашего современ ника, он наделяет его чертами сильного человека, смело идущего по дорогам, тро пам и бездорожью, чтобы в невзгодах и л и шениях найти клады для своего народа. Человек мужественного закала встает пе ред нами в стихотворениях «Столбы», «Ж ил человек, был...», «Архивы», «Разве это, ребята, так?..» и др. Разумеется, есть у поэта и другие мотивы, но не случайно у него наиболее удачны стихи именно «геологические». Они овеяны у героя меч той не только о собственном подвиге, но и о том, чтобы передать другим свое чувство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2