Сибирские огни, 1968, №8
В доме Рабиндраната Тагора Расул Гам. затов видел нарисованную птицу. Таких птиц не было и нет в действительности. Эта птица родилась и жила в душе Тагора. Но вряд ли бы он создал ее, не наблюдай еже дневно вполне реальных птиц. Не правда ли. в этом есть что-то таин ственное? А поэт как будто не очень-то до волен, что в мире существуют тайны. Ч и таем «Конечно, я хотел бы, чтобы скорее наступило такое время, когда исчезнут в миое все тайны... Да, я с детства не любил тайн». Но какие тайны имеет в виду поэт? Тай ны собственника, дипломата, дельца? Со гласны, любить их не за что. Но ведь есть другие тайны, тайны при роды и творчества В самом деле, разве не тайна, что однажды темной волжской ноч кой родился вдруг мальчик Алеша, просла вившийся потом на весь мир? Как объяснить этот волшебный дар при роды? Культура, знания, труд? Это все ноли. Прилагаясь к таинствен ной единице таланта, они многократно по вышают ее ценность. Но что они значат сами без этой единицы? Ничего. Ноли. Вероятно, не было еще в мире худож ника, который не знал бы сомнений. Прихо дят они к Расулу. Поведав немало всяких историй, он вдруг спрашивает: — Не рассказываю ли я то, что все уже слышали много раз?.. Н уж но ли мне писать книгу? Да, сногсшибательных открытий в ней нет. Все как будто знакомо. Но почему об этом читанном и перечитанном упорно про должают писать поэты? Жила Марина Цветаева. Она тоже пи сала и прозу и сгихи «о ремесле» В них нет ни звука о ямбах, хореях и дактилях, но зато могуче сказано о великом подвиге художника, о рыцарской верности поэта своему рабочему столу. А до Цветаевой об этом же писал Блок, а до Блока Пушкин, а до Пушкина Державин. Все вплоть до Горация. Значит, это необходимо. И поэту и обществу В конце концов, если разо браться хорошенько, люди всегда говорят об одном и том же. Но каждое поколение по-своему, на свой лад. Мне кажется, что за свое поколение Расул Гамзатов может не беспокоиться: оно слышит звонкий топот его коня А для нас, русских, немалую роль сыграл в этом талантливый и чуткий переводчик. И — чго замечательно — человек, казалось бы, рус ский с головы до ног, завороженный древ ними фресками и рублевской «Тройней», влюбленный в задумчивую красоту владиг мирских проселков, в родные березы, осины и пахучие пол ними грибы, в каждую ка пельку родной росы, прекрасно передал все, что сказал на своем языке поэт Аварии. Владимир Солоухин и Расул Гамзатов. В их творческом содружестве, чудесной гармонии их мыслей и чувств я вижу живую симво лику великого многонационального совет ского братства. Перед тем как выпустить свое детище в мир, поэт снова, в который уже раз, за ботливо осматривает его. Говорит со вздо хом: «Наверно, есть в моей книге строчки, которые не укреплены как следует и кача ются, подобно^ больному и старому зубу. Наверно, есть и повторы». Да, есть. И они сказываются. К концу книги истории и притчи начинают малость утомлять. Создается Такое впечатление. К о стер догорает. А вместе с ним гаснет бе седа. Но почему-то не хочется снижать ее бодрое начало. И вот снова рассказы, смех. Но уже с натяжкой. А не лучше было бы п р о с т о помолчать у догорающего костра? Получается нечто парадоксальное: прекрасно написанные стоа- нины вдруг начинают утомлять В сипу композиционной своей статики. Недостаток этот немалый. И невольно задумаешься: а как будет построена вторая часть кчиги поэта? Неужели все так же? А если иначе, то зачем тогда понадобилось возводить именно такие леса? Однако, что гадать! Чужая душа потем ки, авторская тем более. И незачем вхо дить в тот дом. куда тебя еще не пригла шали. Поживем — увидим. В. З е л е н с к и й Н О В Ы Й Д Е Н Ь Ц Е Л И Н Ы Е сли верить издательскому предисло вию, перед нами сборник документаль ных повестей1, а начинаешь читать и ви дишь. что никакие это не повести, а самая настоящая публицистика, которая, право, не нуждается в протекции со стороны других уважаемых литературных ж ан ров. Намерения автора прелельнно ясны — публицистическое исследование современной жизни целинного села; испытанный рабочий метод — сравнение. «Первое мое знакомство с Рузаев кой,— пишет он - в очерке «Рузаевекие миллионы»,— относится к 1933 году. Прав да. проездом... Попадались редкие дымные зимовья кочевников-скотоводов. особенно в зоне озер и лиманов теперешнего Червонно го совхоза. Встречались и островки пере селенческих распашек... Но основное — степь, степь и степь. Бескрайняя, молчали вая... 1 И. В е р х о в с к и й . Златополье. А лма-А та, изд. «Ж азуш ы », 1967.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2