Сибирские огни, 1968, №8
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Б о р и с Л е о н о в ПОЭМА О ПОЭЗИИ IJ* огда дагестанец отправляется в да- “ •лекий путь, молодая горянка ставит на окно в сакле зажженную лампу, чтобы путник всегда помнил неугасимый свет своей родины. Расул Гамзатов побывал во многих странах. И где бы он ни был, лампа Д а гестана всегда была с ним. И вот последняя книга его — «Мой Д а гестан»1. Книга о родине. О свете родной лампы. О Дагестане с окнами в большой мир. Это правдивые и в то же время вол шебные окна. Окна поэзии. Окна — глаза ху дожника. Гамзатов написал прозу, но это проза лирическая, она звучит как поэма о том, какие должны быть стекла поэзии, чтобы мир и Дагестан могли честно и правдиво смотреть друг другу в лицо. И чтобы ни кто из них не ругал стекольщика. Создана поэма о поэзии. В нее вошли родина, мир, человечество. Все через волшебные стекла искусства. Эта книга не поразит особой новизной мыслей. Многое, о чем говорит Гамзатов, мы знаем уже давно. Знаем из других книг, из нашего житейского опыта. Но разве не бывает так, что старые истины вдруг начи нают звучать как бы впервые? Была бы сила выражения. В поэме Гамзатова мы видим чувство и грацию, изящество и глубину. Кажется, что вся поэма вышла из-под его пера слов- ■ Р а с у л Г а м з а т о в . Мой Д агестан. «Н о вый м ир». 1967 № 9, 10, И. но шутя. Ни одной капельки пота. Это ар тистичность исполнения. Однако и артистичность бывает разная. Есть артистичность камерная, сугубо утон ченная. Это, скажем, эссе Поля Валери, стихи Малларме, сказки Оскара Уайльда, музыкальные арабески импрессионистов. Когда перед нами приглушенный рояль, полумрак гостиной, опущенные шторы. И, если хотите, смокинги и фраки. Но есть артистичность другая, народная, уходящая своими корнями в наивную муд рость фольклора. У нее широкое дыхание, и любит она свежий воздух, простых лю дей, открытое небо. Вот выпал, к примеру, свободный часок, и труженики решили посидеть на камнях возле сакли или расположиться вокруг ко стра. И полилась беседа. То грустная, то лукавая, то смешная до упаду. И все прит чи, сказки, бывальщины. Не успел расска зать один, как уже тянется другой с не менее занятной историей. Весело трещит ко стер, незаметно идет время. Порой слышит ся музыка. Нет, это не рояль, это поет зурна. Вот именно такого рода артистичность мы видим в поэме Гамзатова. Автору дей ствительно хочется посидеть вместе со свои ми земляками у костра, поведать им самые заветные думы свои. Поэт верен своему стилю. Он не разра жается Филиппинами, не мечет гром и мол нии. Он только рассказывает притчи, де лится своими воспоминаниями, заметками из записной книжки, меткими словечками и афоризмами. Все подается легко, без на жима, без биения в грудь. «Я аварский поэт,— говорит Гамзатов,— но в своем сердце я чувствую гражданскую ответственность не только за Аварию, не только за весь Дагестан, не только за всю страну, но и за всю планету. Двадцатый век. Нельзя жить иначе». Вот почему он с таким презрением, е такой убийственной насмешкой отзывается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2