Сибирские огни, 1968, №8
раньше не существовавших, но прежде всего в подходе, в освещении поведения, нравст венного облика, повседневной деятельности людей науки. Вспомните изображенных в двадцатых и тридцатых годах профессоров и академиков, уединенно живших, работав ших, размышлявших. Сравните их с героя ми романов Д. Гранина и Ю. Германа, повестей И. Грековой и В. Маканина героями, постоянно находящимися среди людей, занятых тем же делом, мучимых теми же вопросами и, вместе с тем, имею щих свои особые вкусы, наклонности, соображения, взгляды. Здесь находит во площение жизнь коллектива и жизнь ин дивидуальностей, облик работы и облик работников. Естественно, интерес, значение этих книг определяется прежде всего тем, что говорят они читателю сутью, вырази тельностью запечатленных характеров и обстоятельств. Но как не подумать о том, что отношения людей, здесь изображенных, во многом близки тем отношениям, которые находят, должны найти отражение в ро манах, исследующих современную жизнь рабочих! Мы знаем, что наша литература всего сильнее обнаруживает свои возможности там, где она не замыкается в границах одного ряда близлежащих фактов, а свя зывает, сопоставляет различные грани бы тия. Не так ли обстоит дело и с изобра зительными возможностями литературы? Ведь она движется широким, развернутым фронтом, и успехи, достигнутые на одном из участков, часто осваиваются и другими. Вспомним, что и в прошлом герой пушкин ского романа в стихах положил начало- чреде героев, выступавших в романай и в повестях, и что принципы чеховской прозы получили развитие в драматургии, к тому же не только театральной, но и кинемато графической. В наши дни давно отмечены прямые линии связи, существующие меж эпосом и лирикой, романом и новеллой,' красками словесными и живописными, поэ зией и музыкой. Но, разумеется, ими да леко не исчерпываются взаимовлияния, уже существующие и предстоящие, наме чающиеся. Вот почему можно предполагать, что открытия, сделанные в нашей поэзии и в «малой прозе», отзовутся и в романе, а работа над образами земледельцев или уче ных наших дней скажется и в создании об разов современных рабочих. Ведь и теперь уже в прозаических и рифмованных строках так явственно выступают широта душевно го восприятия, решительность действия, вы сокая мера ответственности, забота о сча стье трудового человечества. Эти черты, эти свойства и определяют в искусстве и в жизни облик работника социалистической эпохи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2