Сибирские огни, 1968, №8
s o t этим двум хлопцам, влюбленным в свой «проклятый север», в свою трудную работу. Они вспоминают разное, им есть что вспомнить — «Ленинград в декабре» туман но-морозные дни, солнце, красным шаром проступающее сквозь туман, черно сереб ряный по утрам Исаакий» или «один по лярный поселок... и какое все там было деревянное, а кругом камни, мох и темная шумящая река». Самым причудливым обра зом эти картины, встающие в памяти се верян, пока они слушают музыку в при морском кафе, открывают им истину, кото рая давно жила в их сердце, мускулах, нервах. « — Слушай,— старательно выговари вая, скатал мне друг.— Что должен делать человек? В высшем смысле, что он должен делать? — Работать, наверно,— неуверенно пред ложил я. — Это грандиозно!— сказал мой друг.— И мы работаем. И плевать нам в высшем смысле на всякие нежности. Пошли спать... Слушай, сколько нам еще осталось?..» Что и говорить, в рассказах н е т— и не может бы ть — ни щедро обрисованных ха рактеров, ни сложных драматических кол лизий, ни развернутого изображения груд ной, но увлекательной работы. Все это по плечу роману! Но с будущими и уже суще ствующими романами прочно связаны стро ки «малой прозы», в них запечатлена лю бовь к труду, ставшая неодолимой, насущ ной потребностью, основой и смыслом че ловеческого существования, движущей си лой образного творчества. Из этого источника черпает свою ж и з ненную силу и наша поэзия. По самой природе своей стих не терпит ничего лиш него. необязательного — он йдет напрямик к своей цели, по самому кратчайшему пути, в то время как проза может позволить се бе отходы в сторону, замедления, подбор дополнительных, попутных наблюдений. Поэтому сердце стиха почти всегда наружу, почти всегда обнажено, его можно коснуть ся. не занимаясь пересказом, конечно, а предоставляя слово самому поэту. И вот в многоголосом хоре отчетливо слышатся эти. от сердца сказанные слова, проникнутые настойчивостью, гордостью, мужеством работников, умеющих создавать и о тве ч а в за свое дело, за себя и своих товарищей — перед всей страной, перед временем, перед трудовым человечеством. Личная потребность, кровная убежденность здесь непременное условие всеобщности, взаимного доверия поэта и его слушателей. Вместе с Александром Твардовским мы идем от скромной сельской к у з н и ц ы с зем ляным полом к могучей кузнице Урала и далее, на Ангару, где сошлись, скрестились тысячи человеческих путей, где люди сов сем несхожие — Все теперь, как будто пивом. Своею иынсшмей судьбой. О дним охвачены порывом. В сем ье сравняли сь трудовой. В сы новней служ бе не лукавой О гнем ученые бойцы . Вместе с Ярославом Смеляковым и его музой, встреченной им «в заводской сто роне», вникаем в переживания и думы мо лодых рабочих тридцатых и шестидесятых годов с тем, чтобы прийти к твердому убеждению — Н ету лучш его сроду. Чем пол небом больш им Л ы ч советских заводов — Н аш ей родины дым. В том семействе могучем Веем бы надо побыть: II работе обучат 11 научат, как ж ить. Вместе с Борисом Ручьевым стараемся постичь несказанную, неведомую, но уже действующую,— победительную красоту воз двигаемого среди степей рабочего города: И какую разгадку найти ей. Если дивную , грозную — ту. Кто — индустрией, кто — индустрией. Кто — гигантом зовет красоту. Вместе с Леонидом Мартыновым сле дим за тем, «что делается в механике, и в химии, и в биологии», сопутствуем «искате лям дорог», воображаем себя идущими «по границе прошлого с грядущим», удостове ряемся в том, что «людям хочется быть заодно, чтобы спорился труд вдохновенный, окрыляя людские сердца».... Даже по этим немногим строкам вид но, что поэты движутся по непересекаю- щимся дорогам, находят образные аргумен ты, прежде никогда не привлекавшиеся. И вместе с тем это мысли и слова худ ож ников, которые тоже, как и их совремеч- ники, живут и действуют заодно, в беспре дельной вселенной труда. Каждый из них говорит о своем, пережитом, выстраданном, но эго свое нужно многим... Такова действенность н открытость обра зов, скажем д а ж е — ха р а кте ро в /вы д вин у тых нашей поэзией, так несомненна созида тельная, рабочая природа владеющего ими пафоса, ведущего их от загорьевской куз ни, от заводских ворот, со строительных площадок, из лабораторий и студий — в просторы бытия. Что и гонорить — лириче ские герои не заменят героев романа, -од нако нельзя отрицать возможности исполь зования нашей), прозой открытий, сделанных нашей поэзией. Опыт показывает, что взаимовлияние родов и видов в современ ном искусстве распространяется со все большей настойчивостью. Да и в самой прозе нынешних дней — на сей раз мы имеем в виду романы и по вести!— встречается все больше действую щих лиц. вносящих с собою непредвиден ные неожиданные конфликты и решения, за которыми стоит работа, дело жизни Новиз на здесь оказывается не только в расшире нии круга профессий, не только в возникно вении институтов и конструкторских бюро.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2