Сибирские огни, 1968, №8

s o t этим двум хлопцам, влюбленным в свой «проклятый север», в свою трудную работу. Они вспоминают разное, им есть что вспомнить — «Ленинград в декабре» туман­ но-морозные дни, солнце, красным шаром проступающее сквозь туман, черно сереб­ ряный по утрам Исаакий» или «один по­ лярный поселок... и какое все там было деревянное, а кругом камни, мох и темная шумящая река». Самым причудливым обра­ зом эти картины, встающие в памяти се­ верян, пока они слушают музыку в при­ морском кафе, открывают им истину, кото­ рая давно жила в их сердце, мускулах, нервах. « — Слушай,— старательно выговари­ вая, скатал мне друг.— Что должен делать человек? В высшем смысле, что он должен делать? — Работать, наверно,— неуверенно пред­ ложил я. — Это грандиозно!— сказал мой друг.— И мы работаем. И плевать нам в высшем смысле на всякие нежности. Пошли спать... Слушай, сколько нам еще осталось?..» Что и говорить, в рассказах н е т— и не может бы ть — ни щедро обрисованных ха­ рактеров, ни сложных драматических кол­ лизий, ни развернутого изображения груд­ ной, но увлекательной работы. Все это по плечу роману! Но с будущими и уже суще­ ствующими романами прочно связаны стро­ ки «малой прозы», в них запечатлена лю ­ бовь к труду, ставшая неодолимой, насущ­ ной потребностью, основой и смыслом че­ ловеческого существования, движущей си­ лой образного творчества. Из этого источника черпает свою ж и з­ ненную силу и наша поэзия. По самой природе своей стих не терпит ничего лиш ­ него. необязательного — он йдет напрямик к своей цели, по самому кратчайшему пути, в то время как проза может позволить се­ бе отходы в сторону, замедления, подбор дополнительных, попутных наблюдений. Поэтому сердце стиха почти всегда наружу, почти всегда обнажено, его можно коснуть­ ся. не занимаясь пересказом, конечно, а предоставляя слово самому поэту. И вот в многоголосом хоре отчетливо слышатся эти. от сердца сказанные слова, проникнутые настойчивостью, гордостью, мужеством работников, умеющих создавать и о тве ч а в за свое дело, за себя и своих товарищей — перед всей страной, перед временем, перед трудовым человечеством. Личная потребность, кровная убежденность здесь непременное условие всеобщности, взаимного доверия поэта и его слушателей. Вместе с Александром Твардовским мы идем от скромной сельской к у з н и ц ы с зем­ ляным полом к могучей кузнице Урала и далее, на Ангару, где сошлись, скрестились тысячи человеческих путей, где люди сов­ сем несхожие — Все теперь, как будто пивом. Своею иынсшмей судьбой. О дним охвачены порывом. В сем ье сравняли сь трудовой. В сы новней служ бе не лукавой О гнем ученые бойцы . Вместе с Ярославом Смеляковым и его музой, встреченной им «в заводской сто­ роне», вникаем в переживания и думы мо­ лодых рабочих тридцатых и шестидесятых годов с тем, чтобы прийти к твердому убеждению — Н ету лучш его сроду. Чем пол небом больш им Л ы ч советских заводов — Н аш ей родины дым. В том семействе могучем Веем бы надо побыть: II работе обучат 11 научат, как ж ить. Вместе с Борисом Ручьевым стараемся постичь несказанную, неведомую, но уже действующую,— победительную красоту воз­ двигаемого среди степей рабочего города: И какую разгадку найти ей. Если дивную , грозную — ту. Кто — индустрией, кто — индустрией. Кто — гигантом зовет красоту. Вместе с Леонидом Мартыновым сле­ дим за тем, «что делается в механике, и в химии, и в биологии», сопутствуем «искате­ лям дорог», воображаем себя идущими «по границе прошлого с грядущим», удостове­ ряемся в том, что «людям хочется быть заодно, чтобы спорился труд вдохновенный, окрыляя людские сердца».... Даже по этим немногим строкам вид­ но, что поэты движутся по непересекаю- щимся дорогам, находят образные аргумен­ ты, прежде никогда не привлекавшиеся. И вместе с тем это мысли и слова худ ож ­ ников, которые тоже, как и их совремеч- ники, живут и действуют заодно, в беспре­ дельной вселенной труда. Каждый из них говорит о своем, пережитом, выстраданном, но эго свое нужно многим... Такова действенность н открытость обра­ зов, скажем д а ж е — ха р а кте ро в /вы д вин у­ тых нашей поэзией, так несомненна созида­ тельная, рабочая природа владеющего ими пафоса, ведущего их от загорьевской куз­ ни, от заводских ворот, со строительных площадок, из лабораторий и студий — в просторы бытия. Что и гонорить — лириче­ ские герои не заменят героев романа, -од­ нако нельзя отрицать возможности исполь­ зования нашей), прозой открытий, сделанных нашей поэзией. Опыт показывает, что взаимовлияние родов и видов в современ­ ном искусстве распространяется со все большей настойчивостью. Да и в самой прозе нынешних дней — на сей раз мы имеем в виду романы и по­ вести!— встречается все больше действую­ щих лиц. вносящих с собою непредвиден­ ные неожиданные конфликты и решения, за которыми стоит работа, дело жизни Новиз­ на здесь оказывается не только в расшире­ нии круга профессий, не только в возникно­ вении институтов и конструкторских бюро.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2