Сибирские огни, 1968, №8
страницах журнала «Иностранная литера тура» (№ 10 и 11 за 1967 год). В ней уча ствовали сониологи, литературоведы, писа тели. И очень часто выступления социоло гов многое объясняли в наблюдениях, сде ланных литературоведами в практике писа телей. Правда, здесь шла речь преимуще ственно о жизни и литературе зарубежных стран, но некоторые, и притом весьма важ ные, суждения имеют прямое или косвенное отношение и к советской действительности, к творчеству художников нашей страны. Буржуазные идеологи западного мира, всячески стараясь убедить своих читателей в «растворении» и «размывании» рабочего класса, твердят и об отказе литературы от «рабочей темы». Но эти утверждения опро вергаются самими же западноевропейскими писателями. Итальянец Джованни Арино, по его словам, стремится «направить свет на трудящегося и на его душу», уяснив се бе, что сегодня для изображения • рабочего человека «нужно знать не только его сре ду и особые обстоятельства, в которых он работает, но также интимные, скрытые от ношения между этим трудящимся и тем, как он использует время, то есть его рабо той» Макс фон дер Грюн (ФРГ) убежден в том, что «и в романах, посвященных ис ключительно миру промышленных рабочих, можно создать напряженные моменты, но при одном важном условии: если автор не ограничится поверхностным описанием это го мира, если он увидит в нем не только вещи, а разглядит за вещами и в силовом поле вещей человека». Известный англий ский писатель Аллан Силлитоу, рассуждая об особенностях новых образов, утверждаю щихся в современной литературе со все большей прочностью и отчетливостью, пред видит, «что представление о герое-рабочем будет широким, в это понятие войдут (и безусловно уже вошли) миллионы интерес ных характеров. Появление нового ^ероя- рабочего в мировой литературе может лишь обогатить ее, изменить до неузнавае мости». Итак, опыт писателей, живущих в раз ных странах и не схожих в своем творче стве, подсказывает им выводы во многом, в основном совпадающие. Они уверены в том, что, во-первых, рабочие люди и в дей ствительности, и в искусстве были, будут и есть героями нашего времени, и что, во- вторых, рассказывать нужно о них по-но вому, углубляясь и в их душевную жизнь, и в сложность социальных связей, опреде ляющих место их в современном обществе. Истинность и жизненность этих творче ских позиций объясняется и подтвержда ется научным анализом социальных отно шений. Е. Амбарцумов, опираясь на реаль ные факты, показывает, что «современное развитие рабочего класса означает его усложнение», что «современный пролетари ат на Западе далеко ушел от своего деда и отца, которые были описаны Э. Золя в «Жерминале», Э. Синклером в «Короле уг ля», Г. Фалладой в «Что же дальше, ма ленький человек?», что «современный рабо чий класс — это сложный, многослойный организм с многими ипостасями, а отнюдь не повторенный миллионократно пролетари- ат-блузник!» Разумеется, развитие рабочего класса в Советском Союзе, как и во всех социали стических странах, идет совершенно иными путями. Многосложность его — другого ка чества; другое по своему смыслу влияние оказывает на него научно-техническая ре волюция... «Забота социалистического обще ства о просвещении своих членов привела не только к тому, что рабочий класс стал образованным.., но и к тому, что высокий уровень культуры рабочих стал важным стимулом развития производительных сил». Подчеркивая устарелость прежнего механи ческого деления людей труда на «рабочих» и «служащих» (к которым относятся все люди умственного труда), Е. Амбарцумов, взяв в качестве одного из возможных при меров машиниста шагающего или много ковшового экскаватора, говорит о нем: «Он — рабочий и в то же время интелли ген т— и по характеру труда, и по социаль ному статуту». С иной стороны подходит к этому во просу Ю. Замошкин. Напомнив, что К. Маркс говорил о рабочем классе, как о силе, способной разрешить главнейшие со циальные проблемы, вставшие перед чело вечеством, он считает, что,, следовательно, «и художественная литература о рабочем классе и рабочем движении в той или иной мере не может не быть литературой об основных социальных процессах и пробле мах социальной истории». Два рода соображений, две линии дока зательств приводят к одному и тому же выводу. И по нынешнему своему облику, положению, составу, и по историческому значению, роли, влиянию, оказываемому на ход мировых событий,— рабочий класс не должен стать в литературе предметом одно стороннего, ограниченного изображения, не может быть сведен к одной из многих «тем» современного искусства. Об этом, как видим, свидетельствует теория научного социализма. Об этом го ворит и творческая практика социалистиче ской литературы — ее прошлое и настоя щее. 3 О прошлом можно говорить уверенно, опираясь на многие наблюдения и твердо установленные, общепризнанные истины. Гораздо сложнее обстоит дело с настоящим и завтрашним днем. И потому, что все здесь еще в движении, еще только наме чается, складывается. И потому, что этот новый склад, новый облик литературы не похож на прежний, не повторяет то, что нам уже известно и привычно, а обогащает наши представления о жизни и об искус стве. Нередко эта встреча с новым оказы-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2