Сибирские огни, 1968, №8
KPI f lT l f lKA И. ГРИНБЕРГ ■ П остоянное и переменное 1 Изображение людей труда, воплощение их дум, переживаний и дел — постоянная и всегда обновляющаяся цель стремлений и усилий нашей литературы. Вот почему опять и опять возникают устные и печатные дискуссии, посвященные этому насущно важному вопросу, точнее — кругу вопросов, касающихся многих сторон образного твор чества, его настоящего, прошлого, буду щего. Участники обсуждения нередко говорят о «теме труда» или о «рабочей теме». Но, право же, слово «тема» здесь произносится по инерции; оно не передает, не способно передать того значения, которое имеет труд, работа в художественных поисках и свер шениях, в деятельности мастеров поэзии и прозы. Быть может, кто-нибудь скажет о том, что, дескать, не стоит спорить об отдель ных словах, о тех или иных определениях. Но за каждым словом стоит мысль, пони мание жизни, представление о ней. И как не отметить что, говоря о «теме», мы обыч но имеем в виду одну из сторон действи тельности, привлекшую внимание писателя и существующую для него в ряду многих других, с нею «соседствующих». Разумеется, здесь вовсе не обязателен подход внешний и беглый. Тема может вдохновить и зажечь, вызвать глубокий и страстный отклик, стать органической час тью душевной жизни художника. Вспом ним строки Маяковского: Э та тем а придет. вовек не износится. Т олько скаж ет: — О тны не гляди на меня! — И глядиш ь на нее, и идеш ь знам еносйем , Краснош елкий огонь над зем лей знам ени. Высокие и прекрасные слова! Можно ли найти характеристику, более возвышенную и уважительную... И, однако же, говоря о труде, о его значении для общества, для человека, для искусства, надобно помнить о том, что он величина иная — поистине необъятная и вездесущая, что он и в нас, и вокруг нас; он и могучая ведущая, выращивающая лю дей объективная сила, и сугубо индиви дуальное, субъективное стремление; он — ^воздух, питательная среда, атмосфера, в которой мы существуем, и он же источник смелых дерзаний, дерзких помыслов, упор ного движения в неосвоенные, неведомые просторы бытия. Еще несколько строк Маяковского, вели колепно передающих резкость, остроту по рыва, который внезапно покорил, увлек, по глотил поэта: Эта тем а приш ла, остальны е оттерла и одна безраздельно стала бл и зка... Труд в сознании и в творчестве худ ож ника вовсе не «оттирает остальное», а на ходит бесчисленное множество воплощений и предстает в различнейших обликах. Т а кова его природа,— и она сказывается в полной мере, идет ли речь об одном чело веке, о коллективе, группе людей, или о жизни всего общества Попытки обойтись ограниченными, односторонними представле ниями о труде обычно не дают добрых ре зультатов прежде всего потому, что вступа ют в очевидное противоречие с его широ тою и щедростью, с разветвленносгыо и прочностью жизненных связей, им порож даемых. Многогранная, всеобъемляющая цель ность труда открылась художникам нашей страны и стала надежнейшей основою фор мирования мастерства, основою роста лич ности. В утверждении этой истины пафос творчества А. М. Горького; он настойчиво стремился ее передать всем писателям на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2