Сибирские огни, 1968, №8
БОРИС ЧЕЛЫШЕВ Э т о еще не найдено ..« Мы знаем А. М. Горького по его расска зам, повестям, романам, критическим стать ям, по воспоминаниям современников. М но гое из его наследия пропало и до сих пор не найдено. Если бы сейчас обнаружились все утраты, то собрание сочинений писате ля пришлось бы дополнить еще нескольки ми книгами. Вот отрывок из письма: «Нечеловеческая воля его не исчезла, она остается на земле, воплощенной в лю дях. Работа, вдохновленная и начатая им, не может быть остановлена навсегда, и едва ли даже ее можно прервать на время. М ир ждал этого человека, человек явился, указал путь, и этим путем люди пойдут до конца, имея впереди светлый образ бес смертного вождя» (Собр. с о * в 30 т., ГИ Х Л , М., 1955, т. 30, стр. 5). Эти слова о В. И. Ленине сказаны Горь ким. С кем он поделился своими мыслями? К кому обратился? Письмо потеряно, адре сат неизвестен. Осталось лишь несколько строк. В 1927 году их цитировала «Правда», опубликовав и факсимиле — часть письма Алексея Максимовича. В архиве Горького есть и обрывки пи сем (в прямом смысле слова!). Одно из по сланий Горького к К. П. Пятницкому имеет такой вид: верхняя часть отрезана, конец утерян. От большого письма осталось не сколько строк. А от одного письма Горького к Вересаеву уцелела лишь вторая полови на... В архиве писателя сохранилось несколь ко тысяч писем от зарубежных писателей, артистов, ученых. Алексей Максимович лич но отвечал на большую часть писем. Но до нас дошла лишь малая толика из его отве тов. Остальное — еще не разыскано. До сих пор не найдены письма к Горькому сотруд ника Лондонской библиотеки Чарльза Тео дора Хэгберга Райта. Английский публицист переписывался с великим писателем еще до встречи в Лондоне. А опубликовано лишь два письма Горького к Райту. Пропало ин тересное письмо, которое Алексей Максимо вич послал А. В. Луначарскому в 1906 году. Сохранись оно,— мы узнали бы, как Горь кий оценил одну из пьес Луначарского, при сланную в издательство «Знание». Некоторые письма важны не сами по се бе. Они — своеобразный ключ к творчеству писателя. И х строки рассказывают нам о его замыслах, о том, как он работал. Они нужны нам для того, чтобы полнее, много граннее предстал перед нами его образ как художника и как человека. Исчезнувшие рукописи, неизвестные про изведения писателя — это тяжелая, ничем не восполнимая утрата. Неизвестно, куда исчезла (да и была ли написана?) статья «О трагическом». О ней Горький упоминает в письме к Пятницкому. В 1894— 95 гг. в «Неделе» должны были напечатать одно из произведений Горького. Об этом он сообща ет В. Г. Короленко. Что это за произведе ние: рассказ, стихотворение, фельетон? До сих пор литературоведы не могут ответить. Многократно просматривали они подшивки газет — произведение молодого Горького так и не разыскали. Терялись рукописи рассказов, повестей. При издании книг приходилось пользовать ся публикациями в газетах, журналах. Но тот, кто хорошо представляет газетно-жур нальную «кухню», знает, как порою иска жаются отдельные фразы, мысли при редак тировании, особенно беглом, посцешном. Хо рошо отработанный самим писателем окон чательный вариант произведения ничем не заменишь. Горький привел в пример свою повесть «Горемыка Павел». Впервые она была напечатана в газете «Волгарь» в 1894 году. Ее, говорил Алексей Максимович, «портили в две руки: редактор «Волгаря» А. А. Дробыш-Дробышевский, человек су хой, самовлюбленный и упрямый..., а затем цензор» («Комсомольская правда», № 140, 21 июня 1939 г.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2