Сибирские огни, 1968, №8

БОРИС ЧЕЛЫШЕВ Э т о еще не найдено ..« Мы знаем А. М. Горького по его расска­ зам, повестям, романам, критическим стать­ ям, по воспоминаниям современников. М но ­ гое из его наследия пропало и до сих пор не найдено. Если бы сейчас обнаружились все утраты, то собрание сочинений писате­ ля пришлось бы дополнить еще нескольки­ ми книгами. Вот отрывок из письма: «Нечеловеческая воля его не исчезла, она остается на земле, воплощенной в лю ­ дях. Работа, вдохновленная и начатая им, не может быть остановлена навсегда, и едва ли даже ее можно прервать на время. М ир ждал этого человека, человек явился, указал путь, и этим путем люди пойдут до конца, имея впереди светлый образ бес­ смертного вождя» (Собр. с о * в 30 т., ГИ Х Л , М., 1955, т. 30, стр. 5). Эти слова о В. И. Ленине сказаны Горь­ ким. С кем он поделился своими мыслями? К кому обратился? Письмо потеряно, адре­ сат неизвестен. Осталось лишь несколько строк. В 1927 году их цитировала «Правда», опубликовав и факсимиле — часть письма Алексея Максимовича. В архиве Горького есть и обрывки пи­ сем (в прямом смысле слова!). Одно из по­ сланий Горького к К. П. Пятницкому имеет такой вид: верхняя часть отрезана, конец утерян. От большого письма осталось не­ сколько строк. А от одного письма Горького к Вересаеву уцелела лишь вторая полови­ на... В архиве писателя сохранилось несколь­ ко тысяч писем от зарубежных писателей, артистов, ученых. Алексей Максимович лич­ но отвечал на большую часть писем. Но до нас дошла лишь малая толика из его отве­ тов. Остальное — еще не разыскано. До сих пор не найдены письма к Горькому сотруд­ ника Лондонской библиотеки Чарльза Тео­ дора Хэгберга Райта. Английский публицист переписывался с великим писателем еще до встречи в Лондоне. А опубликовано лишь два письма Горького к Райту. Пропало ин­ тересное письмо, которое Алексей Максимо­ вич послал А. В. Луначарскому в 1906 году. Сохранись оно,— мы узнали бы, как Горь­ кий оценил одну из пьес Луначарского, при­ сланную в издательство «Знание». Некоторые письма важны не сами по се­ бе. Они — своеобразный ключ к творчеству писателя. И х строки рассказывают нам о его замыслах, о том, как он работал. Они нужны нам для того, чтобы полнее, много­ граннее предстал перед нами его образ как художника и как человека. Исчезнувшие рукописи, неизвестные про­ изведения писателя — это тяжелая, ничем не восполнимая утрата. Неизвестно, куда исчезла (да и была ли написана?) статья «О трагическом». О ней Горький упоминает в письме к Пятницкому. В 1894— 95 гг. в «Неделе» должны были напечатать одно из произведений Горького. Об этом он сообща­ ет В. Г. Короленко. Что это за произведе­ ние: рассказ, стихотворение, фельетон? До сих пор литературоведы не могут ответить. Многократно просматривали они подшивки газет — произведение молодого Горького так и не разыскали. Терялись рукописи рассказов, повестей. При издании книг приходилось пользовать­ ся публикациями в газетах, журналах. Но тот, кто хорошо представляет газетно-жур­ нальную «кухню», знает, как порою иска­ жаются отдельные фразы, мысли при редак­ тировании, особенно беглом, посцешном. Хо­ рошо отработанный самим писателем окон­ чательный вариант произведения ничем не заменишь. Горький привел в пример свою повесть «Горемыка Павел». Впервые она была напечатана в газете «Волгарь» в 1894 году. Ее, говорил Алексей Максимович, «портили в две руки: редактор «Волгаря» А. А. Дробыш-Дробышевский, человек су­ хой, самовлюбленный и упрямый..., а затем цензор» («Комсомольская правда», № 140, 21 июня 1939 г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2