Сибирские огни, 1968, №8
ных, которые собрались 14 июля 1789 г. в кабачке «Зеленый попугай». Уверенные, что чернь, толпящаяся у Бастилии, будет разо гнана, все эти герцоги, виконты, шевалье хотят пощекотать нервы в обществе воров, убийц, проституток, наполняющих кабачок. Действительность оказалась и проще и страшнее самых изощренных взлетов фан тазии: испуганные, трясущиеся от бессиль ного гнева аристократы понимают, что в Париже началась революция, что она уже гремит у стен Бастилии. Спектакль закан чивался ликованием победившего народа. С большим тактом и подлинным мастер ством передал режиссер атмосферу па рижского кабачка. Веселые гризетки, лов кие воры, танцы и шансонетки, пестро-бро ское оформление из стрелок и красочных пятен... Все звенело, кружилось, пело. Как акробат по натянутому канату, должен был режиссер сбалансировать так, чтобы не впасть во внешнюю красивость или даже пошлость. Пьеса была разыграна и до пре дела просто и по-парижски грациозно, ни где не переходя за грань вкуса. — «Зеленый попугай» следует приветст вовать как яркое воплощение на сцене во едино революционности и художественно сти, пафоса революции и пафоса литера турного вдохновения, единства творчества художника, автора, режиссера, актера, ком позитора, обвеянных общим ветром револю ционной бури,— таким был отклик одесской прессы1. «Зеленый попугай» прошел на сцене «Красного факела» 280 раз, уступив по чис лу постановок только «Саломее» (292 ра за). Поскольку оба эти спектакля шли ме нее чем по часу, в дальнейшем их объеди няют в одном вечернем представлении. Так и начинал потом театр свои выступления — первое отделение — «Саломея» и после ан тракта, во втором отделении — «Зеленый попугай», трагедия и комедийный спектакль. Татищев сплотил вокруг себя удивитель но сыгранный, спаянный коллектив, изгнал из своего театра суфлера, помощника ре жиссера, заставил актеров знать всю пье су, быть все время в ее темпе, в ее ритме. Рассказывают, что труппа совсем не име ла экземпляра пьесы «Зеленое кольцо», да этого и не требовалось. Ансамбль в спек таклях Татищева называли не иначе, как «изумительным» «верхом совершенства». В «Красном факеле» не существовало деления актеров по амплуа или на актеров первого и второго положения. Перед искус ством все были равны, и первые роли до ставались лишь по праву таланта. Первоначальная деятельность «Красного факела» была ничем иным, как отзвуком развернувшегося движения «за созвучие переживаемому моменту», театр стал актив ным участником этого огромного по своей важности движения, выступил проводни ком передовых театральных идей своего времени в провинции. Поэтому не было случайностью, что малейший намек на ре волюционность, звучавший в спектаклях «Факела»,’ жадно подхватывался аудито рией, превращался в сознании зрителей в символ ненависти к тирании, к любым про явлениям угнетения человеческой личности. Именно здесь кроется причина тоге пара доксального явления, что рабочие, красно армейцы признавали «своим, революцион ным» театр, который показывал им совсем не революционные и не современные пьесы. 1 «И звестия...» О десса, 1921. ф евраль.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2