Сибирские огни, 1968, №8
оценках того же «Океана». Всего два гбда назад его беспредметная героика, расплыв чатый пафос еще волновали зрителя, еще затрагивали какие-то струны души. Теперь же «Океан» был снят с пьедестала, роман тический ореол его померк, и только иро ническая улыбка стала сопровождать бур но-пламенные монологи Хаггарта. В канун «великих странствий» Татищев подготовил к выпуску «Победу смерти» Ф. Сологуба. Трудно себе представить произведение, менее созвучное времени, менее нужные новому зрителю. В основу пьесы положена средневековая легенда о рабыне, овладев шей сердцем короля. Альгиста, желая утвер дить «право красоты», обманом выходит замуж за короля Хлодвига. За время свое го замужества ей удается смягчить сердце жестокого тирана. Но бывшая рабыня не в силах скрыть своего возмущения наро дом, покорно несущим свое ярмо. Обман разоблачается, и мнимую королеву казнят. На этом кончилась легенда. Но она слу жила прелюдией к мистически-символиче- ской концепции Ф. Сологуба о жуткой неотвратимой родственности Любви и Смер ти. Ночью, в чертоге короля появляется тень казненной, и мертвая она побеждает сердце короля. Весь спектакль был выдержан в мрач ных мистических тонах. Раскрывался занавес, и перед зрителями возникала странная декорация. Темный фон. Среди темно-коричневых тонов три темно-зеленые ступени. Над полом, у са мых ступеней маленькая звездочка на тем ной стене. От нее постепенно расширяю щийся свет уходил ввысь и терялся за к у лисами. Направо на стене надо всем господ ствовала золотая корона. В этой странной обстановке холодно и бесстрастно звучали голоса не менее стран но загримированных артистов. Король Хлодвиг (Г. Станиславский) поражал своим серебряно-золотым ликом, как бы раздвоенным посередине— одна половина лица золотая, другая — серебряная. Вокруг его глаз — черные треугольники. Такие же черные «наглазники» были нарисованы и у духовного лица и . у всей свиты короля, символизируя тем самым внутреннюю, д у ховную их слепоту. Альгиста (Огонь-Догановская) — поэма красоты. Это луч, раздробленный в радугу. Но красота ее необычная, странная. Золо тые волосы, одухотворенный взор среди оттеняющих глаза зеленых бликов. Зеленые свободные одежды изумительно красивого тона живописными складками, мягкими ли ниями ложатся у ног при каждом ее дви жении. Исключительность ее облика под черкнута светящимися огнями у сердца, бе лыми и красными розами, приколотыми у пояса. Огни, горящие в груди Альгисты, по мысли Татищева, символизируют искры Божественного пламени того Единого Огня, имя котором у— Божественная Интуиция — обитель всех вдохновений человека. Казнь Альгисты — поражение Божест венного вдохновения и торжество убогого рассудка. Истерзанное, замученное, мерт вым лежит Вдохновение на ступенях веч ности— зеленых, мудрых ступенях возвы шения к Божеству. Замолк Божественный голос, и король Хлодвиг со своим беспо щадным Титаном Интеллектом, со всей своей свитой мыслей окостенел, замер. Все присутствующие на сцене обратились вдруг в мертвую группу статуй. Замер полыхаю щий огонь, и только пронзительньЛ, тонкие, зловеще-острые музыкальные нити продол жаю т извиваться, как бы опоясывая тяж е лые фигуры. Вечно ли это оцепение? Нет, времен но! Замученная Альгиста встает в нетлен ных белых одеждах, ибо она — сама И н туи ция, и нет смерти Бессмертному началу в человеке. Ж утко и радостно разносились по театру слова Альгисты — О гонь-Дога- новской. — Когда живые умирают, тогда ож ива ют мертвые. Как яркая путеводная звезда, всегда будет гореть во тьме веков Божественная Интуиция, и вечно будет она вести челове ка куда-то в беспредельную даль, «вперед и выше, все вперед и выше». Так с помощью бесед с Татищевым вос приняла символику факельского спектакля рецензент Мария Фролова. Ее отзыв пере печатан был в журнале «Красный факел» № 1, следовательно, Татищев считал, что его мысли изложены правильно. С точки зрения выполнения формальных задач спектакль производил сильное впе чатление. Если же расценивать спектакль с пози ций истинных задач театра, то приходится признать, что «Победа смерти» была пер вым крупным идейным поражением «Крас ного факела», дала основания для резкой критики всей направленности театра1. «Победа смерти»' прошла 52 раза, на много меньше других спектаклей. Холодность к ней широкого зрителя вскоре убедила коллектив в тщетности формальных эк спериментов, послужила поводом для б ур ных собраний по вопросам репертуарной политики. Из пьес, поставленных в одесский пери од2, мы не сказали еще об одной — о коме дии Шницлера «Зеленый попугай». Шницлеровская апология театральности написана на тему: вся жизнь — игра, тот мудр, кто понял это. Тонкая, изящная ко медия неожиданно, вопреки замыслу дра матурга, получила смысл сатиры на бур жуазное общество, и в этом немалая заслу га постановщика Татищева. В гротесковом, почти фарсовом ключе театр рисовал типы французских придвор 1 «Театром смерти* назвал «К расны й ф акел* симферопольский рецензент в ию ле 1923 г. и п р ед лож ил переим еновать театр в «Ч ерны й ф акел» . 2 «П обеда смерти» бы ла вы пущ ена в Х арькове, но мы относим ее к одесском у периоду ж изни «К расного ф ак ел а» , поскольку именно в О дессе проводилась вся основная реп ети ц и о н м я работа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2