Сибирские огни, 1968, №8
чи», но такое живое реагирование зрителя, такое впечатление, какое оставил «Красный факел», я виж у впервые1. Из отдельных исполнителей в этом стройном, ансамблевом спектакле все же выделялись Татищев в роли Джона Пири- бингля, А. Сапрыкина в роли Мэри и Ти- мохин — Калеб Пломмер. «Сверчку» была суждена долгая жизнь на сцене «Красного факела», он вплоть до 1928 г. сохранялся в репертуаре театра. •В поисках романтики Приглашением представителей двух про тивоборствующих режиссерских направле ний Татищев отдал дань своей философии театра — отныне актеры получили целую серию наглядных уроков, работая над ро лями самыми различными методами. Сам Владимир Константинович как бы развязал себе руки. Теперь он уже больше не бе рется за постановку пьес в мхатовской, все-таки очень далекой для него манере. Больше не появляются ни новое «Зеленое кольцо», ни «Младость». Свое истинное призвание Татищев видит в постановках типа «Саломеи». В той же манере, тем же почерком соз даются спектакли «Океан» Л . Андреева, «Зеленый попугай» Шницлера, «Победа смерти» Ф. Сологуба, позднее — «Монна Ванна» М . Метерлинка, «Игра в плаху» Ю. Олеши. Творческая судьба Татищева складыва лась трагически. Главное направление раз вития театра, однажды избранное' им, было ошибочным: вооружить актера тех нологическими приемами, не заботясь одно временно о глубоком, современном звуча нии творимых образов, было невозможно. Поэтому, чем тверже и последовательнее проводил Татищев свою линию, тем стреми тельнее он шел к своему художественному кризису. «Океан»... Путаная, туманно-символиче ская трагедия Л . Андреева. Среди благо честивых рабов божьих, знающих одну на дежду — покривившийся крест на полураз- валившейся церквушке, и одно утешение — умиляющие звуки органа, появился вольный сын свободного океана. Он не ужился сре ди этих кудахтающих наседок: ушел от них на свой корабль, который держит путь на самое солнце. Но в краткие месяцы своего земного, призрачного счастья капи тан Хаггарт вел неустанную борьбу с кре стом, символом мещанской любви, одно тонными, засасывающими звуками молитв. Вражда берега и моря, власть морской стихии над человеком — традиционная тема в творчестве символистов. Нагромоздив обычный для него ряд ужасов, Л . Андре ев образом Хаггарта создал как будто бы 1 Н . П о г о д и н . «К расны й ф акел» в гостях у рабочих. «Трудовой Д о н » , Ростов-на-Д ону, 1922, декабрь. символ вечно мятущейся человеческой ду« ши. Но здесь же возникают и иные ассоциа ции, мысль о раздвоенности человека: в душе каждого из нас есть и свюй берег, и свой беспредельный океан. Иными слова ми — рядом с повседневным, мелким и под леньким — высокие неисполнимые желания, безумные порывы. Загадочны свойства нашей души, беспредельны желания и на всегда непримиримы «берег» и «океан»... Короче говоря, ассоциациям, расплывчатым и неясным, нет конца. В своей постановке Татищев стремился создать произведение, наполненное бунтар скими настроениями эпохи, и, с другой стороны, хотел в педагогических целях дать актерам материал для работы над «высокой трагедией». Поначалу результаты радуют: зрители, рецензенты хорошо принимают спектакль, актеры с воодушевлением играют свои ро ли, исполненные высокого пафоса. «Океан» — гневный пламенный протест души, пламенной и бурной души, ищущей подвига и возмущенной неправдой ж и з ни»1,— так воспринимает замысел спектак ля рецензент полтавской газеты. Не известный автор присылает восторженное стихотворение, посвященное исполнителю центральной роли капитана Хаггарта — Л . Бахромову: Я полон свободы , м ятеж ны х усилий! Я тверд, и я крепок, как синяя сталь. И мчусь я вперед, горды й, смелый и сильный, П од гимны победы в лазурную д ал ь!.. И Т. Д.2. Но проходит время, и тональность от кликов резко меняется. В 1923 г. Кремен чугский критик писал: «В сильно-трагиче ском «Океане» необыкновенные люди со сверхъестественными переживаниями, убий ствами, трагическим ломанием рук, изрека- ниями, даже рычаниями. И все-таки вряд ли хоть одна слеза была вызвана у зри телей, несмотря на прекрасную, в общем, игру3. Гомельский рецензент Л . С. Вы год ский усмехался: «...океан чувствовался только в развеваемой ветром занавеске (да и то под легкий треск машины)»4. Что же произошло со спектаклем? О т чего такая перемена в оценках? Скорее всего, спектакль не претерпел существенных изменений. Изменилось вре мя, изменился зритель. Закончившаяся гражданская война практически упраздни ла агитационный театр со всеми присущи ми ему средствами — абстракциями, лозун- говостью, нарочитой схематизацией фигур, аллегоричностью языка. Результатом решительных перемен в условиях жизни страны стало изменение в 1 «Больш евик полтавский», П олтава, 1922, май. 1 Рукописны й ж урнал «Красный ф акел» , № 1, стр. 17. 3 «Л етопись театра» , стр. 228. 4 «П олесская правда», 1923, июнь. См. такж е рецензию Я. Гринвальд. «Трудовой Д он », Ростов- на-Д ону, 1922, 7 декабря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2