Сибирские огни, 1968, №8
изящных очертаниях комедии зрители ви дели не кукол, а человеческие типы, один подлей другого, осуждали лживую мораль общества, продажность суда и чиновниче ства. И все это под легкие мотивы, под беззаботный смех! «Два друга-мошенника, сводня, хамова тый трактирщик, продажный поэт, не менее продажный солдат, преступный богач-вы скочка, его жена, ветреная Коломбина — все это куклы, но в то же время челове ческие типы,— писал екатеринославский ре цензент.— Они связаны между собой игрой интересов, и эта игра исполняет роль ниток, которыми приводятся в движение куклы настоящего кукольного театра»1. Пьеса и спектакль давали значительный заряд сатирического изобличения «игры ин тересов» всего лживого и продажного бур жуазного общества. Г. К. Крыжицкий поставил в «Красном факеле» и еще одну веселую комедию — «Даму-невидимку» Кальдерона (в «Красном факеле» она получила название «Волшеб ная дама», или «Приключения волшебного шкафа»), С хорошйм вкусом и тонким пониманием стиля комедии «плаща и шпаги» оформили спектакль профессор В. Я. Комар и Ц а пок. Наряду с хитросплетенными приклю чениями главных героев, в спектакле при сутствовали вставные интермедии — песен ки и танцы, имевшие большой успех (особенно негритянский танец в исполне нии Н. Сатовой). Указывая на большую, любовную рабо ту постановщика, на высокую культуру в решении спектакля, рецензенты в то же время не выделяли никого из исполнителей, за исключением А. Иванова-Космэ. — Это был спектакль игры — игры в театр, забавы на подмостках с переброшен ным мостком в зрительную залу. Балаган чик... У нас на него еще пугливо озираются. Напрасно. В иные времена он весь кипел и ходуном ходила в нем народная жизнь и молодость. Зритель был актером, актер — зрителем. Все вместе кружились в вихре счастливого искусства. Это было очарова тельно, и это, я верю, еще снова вернется в революционном приобщении массы к те атру2. Такие мысли навеял ростовскому рецен зенту искрометный краснофакельский спек такль, и с этим трудно не согласиться. Работы режиссера ярко выраженного постановочного склада сыграли свою поло жительную роль в творческом развитии актеров. Они учились своими силами, без помощи педагога, оправдывать сложные ре жиссерские задания, учились новому для них ощущению легкой, увлеченной игры. Совершенно иную картину представляла работа с В. В. Тезавровским над спектак лем «Сверчок на печи». Эта постановка во шла в историю «Красного факела» под на 1 «И звестия», Е катеринослав, 1921, ноябрь. 2 «Трудовой Д о н » , Р остов-на-Д ону, 1922, д е кабрь. званием «Прививка системы Станислав ского». Мало кому из актеров, молодых, нетер пеливых, познавших соблазн сценических успехов, нравилось, что работа идет очень медленно, кропотливо. Почти полгода от деляли первую репетицию от премьеры. «Систему» в трактовке Тезавровского не понимали и не признавали, удивлялись «не мощи» режиссера. Премьера прошла бледно. Да и был-то «Сверчок» в' постановочном отношении все го лишь вариантом спектакля 1-й сту дии МХТ. «В настоящем театре и настоящие ошиб ки»,— так начал свой разгромный отзыв одесский рецензент. Возмущение вызвал и сам выбор пье с ы — «как мог театр молодых, театр иска ний, юных брожений плениться сентимен тализмом тихого мещанства и сотворить сладостную сказку о маленьком счастье добродетельных людей прошлого?..» Спек такль упрекали в холодности исполнения, в непродуманности декораций, в отсутствии общего ритма. Холодно отнесся к «Сверчку» и Харьков в первый приезд театра. Но вот прошло 2 года. Вернулся после отпуска в театр артист Валевский и, конечно, первым делом к то варищам — «что нового?» — А ты знаешь, какой, у нас теперь лучший спектакль? — хитровато прищурил ся Бахромов и к изумлению Валевского заключил: — «Сверчок»! «Прививка» оказала свое воздействие. Мы располагаем достаточно авторитет ным свидетельством художественной цен ности спектакля В. Тезавровского: в декаб ре 1922 г. в Ростове-на-Дону, в рабочем клубе «Красный Октябрь» «Сверчка на пе чи» увидел будущий крупнейший советский драматург Николай Погодин. Свой отзыв- рецензию'он поместил в газете «Трудовой Дон». — Видеть жизнь, подлинную, сущую жизнь на сцене нашему рабочему редко удается. Видеть редких мастеров, талант ливых художников, редких даже в Росто ве, не особенно провинциальном городе, видеть на сцене рабочего клуба — это та кое событие, что тут одной только рецен зией не ограничишься. И. Н. Погодин, опираясь на мнение сво их собеседников-рабочих, пишет, по сути дела, очерк, в который включает коллек тивный отзыв на спектакль. — Н уж н о ли говорить об исполнении, об отдельных моментах постановки, если на этот раз тебя заставили позабыть о том, что ты зритель, заставили слиться со сце ной, будто перенесли из маленького рабо чего клуба в Художественный театр. Приходилось мне бывать на гастролях крупных театральных величин, когда теат ры ломились от зрителей и рукоплесканий, приходилось видеть тщательную прекрас ную постановку этого же «Сверчка на пе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2