Сибирские огни, 1968, №8
су и добивался от молодых актеров про стоты, скромности, взаимной психологиче ской увязки. Но не для того зажигался «Красный фа кел», чтобы с его сцены «просто и досто верно» неслись мелкие мысли и чувства. Актер должен уметь жить могучими стра стями и буйными ритмами современности. Если нет пьес о событиях сегодняшнего дня, то силу чувств и размах борьбы, по бедную устремленность народа и кипучесть порывов театр обязан услышать в жизни и передать. Только этим он мог завоевать нового зрителя, только на этом пути мог воспитать нового актера. Прекрасно понял это Татищев и в по исках пьес, наполненных романтическим порывом, обратился... к «Саломее» О. Уайль да, зйтем к «Океану» J1. Андреева. Впрочем, стоит ли удивляться. «Саломея», например, в те времена почиталась произ ведением прогрессивным. До Февральской революции она вообще была запрещена церковной цензурой, что привело, как из вестно, к финансовой катастрофе театра В. Ф. Комиссаржевской, затратившей на эту постановку все свои сбережения. «Саломее» суждено было сыграть исклю чительную роль в истории «Красного фа кела». До сих пор, встречая людей, видев ших спектакли тех лет, слышишь: — Ах, «Красный факел»? Как же, пом ню: «Саломея», руки Огонь-Догановской... Это нельзя забыть. «Саломеей» театр постоянно открывал свои гастроли. Это была визитная карточ ка «Красного факела», его эмблемный спектакль. Отдельные фразы из «Саломеи» были в провинции так же популярны, как впоследствии становились популярными от дельные выражения из полюбившихся ки нофильмов. «Саломея» стала непосредственной при чиной того, что «Красный факел» остался жить. Вот как рассказывал об этом в сво ем дневнике Л . Бахромов, исполнявший в спектакле роль пророка Иоканаана. Из дневника Л. Бахромова 6 августа 1920 г. Вчера в первый раз шла «Саломея». В день премьеры утром получили пренеприятное известие о том, что театр наш закрывают наравне с другими- и разрешен только один спектакль. Многими овладело уныние, хотя никто и не верил в возможность этого. Решили, что в связи с известиями, вечерний спектакль должен быть особенно ударным. И театр выдержал экзамен. «Саломея» прошла удовлетворительно, я боюсь ска зать «хорошо», чтобы не показаться занос чивым. К тому же надо понимать, что мы играли не «Зеленое кольцо» и не «Мла дость». Это была первая из трудных работ. Несмотря на страшную духоту, публика в зале сидела необыкновенно тихо. Сбор был полный. 7 августа. Воскресенье. «Саломея» в 3-й раз шла при переполненном зале.» На спек такле был Андрей Иванович Аркадьев. Кажется, это лучший из 3-х спекта клей. 11 августа. Среда. В приказе о закрытии всех театров нам сделали исключение: мы остаемся. Обсуждается вопрос о субсидии, все здание переходит в наши руки. При театре открывается сценический универси тет. Готовим «И гру интересов». Завтра чит ка «Сверчка на печи». 19 августа. В русском театре шел дис пут «Долой театр», а у нас было полно. 2 сентября. Играли «Саломею». Играем уже каждый день. Театр прочно встал на ноги. ,,Саломея“ — Это просто удивительно,— скажут нам,— как могло случиться, что именно «Саломея», пьеса, до краев наполненная чувственностью, жаркими изломанными страстями, смогла стать знаменем револю ционного театра, создала ему громкую славу и авторитет? Как могло случиться, что именно «Саломея» послужила поводом, чтобы советские государственные органы признали театр своим? Действительно, в Одессе в 1920 г. Нар- компрос Украины закрыл ряд театров, как не отвечающих своим идейно-художествен ным содержанием требованиям эпохи. И в том же приказе «Красный факел» отмечал ся как явление положительное на театраль ном фронте. Зимой в театре холодно. Отапливается лишь одна закулисная комната. Все грими руются за общим столом. На протяжении всего спектакля тишина. Разговоры только шепотом и на темы пьесы. Начинается спектакль. Артисты без ка кого-либо напоминания на цыпочках прохо дят за кулисы и слушают происходящее на сцене. Прозвучит реплика — и собран ный, в музыкальном настрое спектакля ис полнитель включается в действие. С каждым новым выходом представле ние взлетает на новую, еще более высокую ноту, будто новое вино вливается в кровь спектакля. Сцена не изображала никакого конкрет ного места действия. Откровенная сцени ческая площадка. Нависшие щиты своими густыми красками и тяжелыми формами как бы говорят о тех гибельных страстях, которые приведут героев к трагическому финалу. На фоне черного бархата — золо тая стрела. Она ведет наш взгляд к колод цу на авансцене, где заточен скованный цепями пророк Иоканаан. Из колодца время от времени раздают ся стоны-заклятия. Они заставляют вздра гивать царя Ирода. Вдоль всей рампы со светильниками в руках полулежат рабыни. И х обнаженные, молодые, хорошо трениро ванные тела четко вырисовываются на тем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2