Сибирские огни, 1968, №8
спектакль «Сверчок на печи» по Ч. Д ик кенсу. Тотчас вслед за этим театр переходит к постановке пьес, требующих совершенно других приемов игры, иного подхода к раз решению образов («Саломея» О. Уайльда, «Океан» Л. Андреева, «Монна Ванна» М. Метерлинка). Как далека теория и практика татищев- ского «Красного факела» от распространен ного среди исследователей представления, будто Татищев — мхатовец по убеждению и делам! И чтобы до конца переубедить сторонников этого ошибочного мнения, при ведем слова самого Владимира Константи новича. — Заявляю товарищу Оводу,— писал он в Елисаветградской газете в ответ на упреки в подражании Художественному те атру,— что виденные им постановки пьес «Саломея», «Зеленый попугай» и «Собака на сене», поставленные мною, Татищевым, совершенно самостоятельны и по своему внутреннему художественному освещению и характеру формы так противоположны на правлению и духу М Х Т (подчеркнуто мною.— Л . Б .), что утверждать подобное может -только человек, элементарно знако мый с искусством1. Совершенно права была и Н. И. Огонь- Догановская, когда утверждала, что ни с одним из тогдашних направлений «Красный факел» полностью не смыкался2. Итак, Татищев факельского периода от нюдь не мхатовец. Но кто же тогда? Уж если устанавливать родственные связи, то «отцовство» придется поделить по крайней мере между тремя крупнейшими и в ту по ру во многом противоположными друг дру гу мастерами * театра — между Станислав ским, Мейерхольдом и Таировым. А тезис Татищева — «наши артисты должны уметь играть и у Станиславского, и у Таирова, и у Мейерхольда...»— вырастает до степени всеобщей формулы жизни юного «Факела». Первые год-полтора одесской жизни ста ли испытательным сроком, проверкой ж из неспособности нового театрального коллек тива. Постановка «Зеленого кольца», несмот ря на ее успех, еще не означала победы всего начинания. Татищев прекрасно пони мал, что искренность, естественность моло дых исполнителей еще очень далеки от ма стерства, к которому он так настойчиво стремился. Наверное, Владимир Константи нович был недалек от мысли, которую вы сказал А. Я. Таиров, беседуя с участника ми «Зеленого кольца» во 2-й студии МХТ: «...Я берусь с неменьшим успехом, чем у вас, поставить «Зеленое кольцо» с любым выпускным классом гимназии». Следующий спектакль — «Ш ут на тро не» Лотара, приуроченный к празднованию 1 М ая,— был подготовлен в кратчайшие ' «Красный путь». Е лисаветград, 1923, март, № 44. О твет В. К. Т атищ ева на рецензию О вода. г «П уть театр а» . Н овосибирск, 1950. стр. 39. сроки, всего за 10 дней. Здесь впервые в «Факеле» прозвучала, пускай, очень ррбко, социальная нотка. «Ш ут на троне» — это Арлекин, бывший покорным псом принцу, которого он .поте шал своими забавами. Принц захотел ласк Коломбины, подруги Арлекина. Пес, кото рого лягнул ногой принц, превратился в льва, убил принца, бросив его в море, а сам, надев бороду и пользуясь сходством с принцем, завладел короной. Вначале А р лекин-король ловко дурачил двор и народ, но в нем быстро заговорил плебей, чуткий к народным страданиям. Мягкость Арлеки на стала не по душе фактическому дикта тору. Дворцовые заговоры и интриги при водят мнимого короля к убеждению в приз рачности и лживости королевской рласти. Спектакль был выдержан в единой, все объединяющей тональности, его можно было слушать, закрыв глаза, как музыкаль ное произведение. Но, к сожалению, не во всем форма совпадала с внутренним смыс лом. Сказывалась спешка в подготовке премьеры. Рецензии упрекали Л . Бахромо- ва-Арлекина и Г. Станиславского-Танкреда в излишйей аффектации, даже истеричности исполнения. Обытовленной предстала К о ломбина у Огонь-Догановской. Бледно прошла третья премьера — «Мла дость» Л . Андреева. Рецензент одесских «Известий» обрушился на пьесу и без особого труда ее разгромил. Досталось ей и за водянистую, бесцветную форму и за туманную философию писателя-символиста, где и «гамлетовские» мысли о самоубий стве, и «философские» , искания смысла бы тия, и животная жажда жизни. «Сейчас перед лицом страстной, пламенной борьбы, которой расцвечена наша жизнь, эта об лезлая, прокисшая, сюсюкающая младость кажется особенно жалкой, особенно нич тожной»,— уверенно заключал критик. Но отчего же эта пьеса, как и «Зеле ное кольцо», стала основой для одного из коронных спектаклей 2-й студии МХТ? Во все не философия пьесы, не ее тематика — вопрос о прйве на самоубийство — волно-' вали молодого зрителя. Современников вол новала, по свидетельству П. А. Маркова, «свежесть переживания молодежи, широта ее чувств и верность сценических характе ристик»1. Но ничего этого не было в спектакле Татищева. Занятый технологической зада чей— обучить актеров ощущению правди вого пребывания на сцене, выявлением «истинного творческого «Я», режиссер не уловил единственной спасительной тональ ности, которая существовала в «Младо сти»,— пронизывающей все темы любви, легких и призрачных юных порывов. Оформлен спектакль в сукнах, перед исполнителями, как и в «Зеленом кольце», ставилась лишь одна задача — быть сами ми собой. Татищев, знавший «Младость» по 2-й студии МХТ, хорошо «слышал» пье- 'П . А. М а р к о в . «Театр», М., 1957, стр. 68.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2