Сибирские огни, 1968, №8
| в Одессе почти одновременно с открытием театра. В первом официальном документе сту дийцы, старательно избегая называть себя I обязывающим словом «артист», писали: «Группа молодых сценических художни- ков, желая ставить спектакли, просит клуб I партии левых эсеров о предоставлении по- мещения театра...» Здесь же был указан и перспективный репертуар, где, наряду с реально суще ствовавшим «Зеленым кольцом», значились «Саломея» О. Уайльда, «Ш ут на троне» Р. Лотара, «Разбитый кувшин» Генриха фон Клейста. Заявление это Ш уб ин и Бахромов от несли в клуб и, вежливо улыбаясь, пере дали секретарю. Дня через два на заявле нии наискось, размашистым почерком была поставлена резолюция: «20% со сбора в пользу клуба». Так «Красный факел» получил свой пер вый театр. Татищев и Бахромов взялись за пеовую афишу. — Работа подвигалась быстро. Работа ли все, работали радостно. Тогда еще не было правления театра, не было власти, была «анархия»,— вспоминал Л . Бахро мов.— Кто-то штемпелевал и подписывал билеты, девушки мыли полы, кто-то нуме ровал стулья, приспосабливал сцену, выбра: сывал хлам. Тащили из дома ковры, ска терти и мелочь для реквизита, достали па рики, договорились с электротехником, И вот афиши расклеены или попросту написаны мелом на стенах, билеты проданы. — М ы все слились в едином: показать гордость нашей студийной работы — «Зе леное кольцо». Мы не боялись ничего. Мы все верили в наш тяжелый и упорный труд. Все было готово, все было на месте. 14 апреля состоялась генеральная репети ция пьесы. 15 апреля состоялся первый спектакль. Первые шаги. Начало регулярных спектаклей Одесса — старинный * центр театральной культуры. Она повидала великое множе ство знаменитостей, своих, российских, и иностранцев. Здесь гастролировали Элеоно ра Дузе и Лю д виг Барнай, Эрнст Поссарт и Росси, Томазо Сальвини и знаменитый Мейнингенский театр. Не было в Одессе газеты, где бы еже дневно ни появлялась заметка на театраль ные темы. «Считалось,— пишет И. Нежный,— что,' если артист признан в Одессе, он тем са мым получил настоящую путевку в жизнь»1. «Красный факел» поразил одесситов. Север уже знал театры-студии; они су- 1 И. Н е ж н ы й . Б ы лое перед глазам и . М. ггр. 65. шествовали еще в годы войны и в Москве, и в Петрограде. Но юг, Одесса, встретилась с новым искусством впервые. С радостью, с затаенным дыханием смотрел город спектакли краснофакельцев, где каждая по становка была овеяна трудом и любовью, знанием и вдохновением. Зрителей поражало, что здесь «никто не играет свою только роль, а все играют пьесу». Один из самых суровых рецензен тов Вершинин писал через два месяца пос ле открытия «Красного факела»: - Спектакли этого театра оставляют впечатление художественной опрятности, благородства тона: Неопытность отдельных исполнителей скрадывается стройностью ан самбля1. Удивляло отсутствие суфлера. Без по мощи этого непременного участника всех провинциальных постановок в непрерывно нарастающем темпо-ритме шел спектакль. Как сверкающая колесница, набирал он стремительный разбег и захватывал зри тельный зал без остатка. Поражало и то, что для каждой новой постановки приглашался худож ник, что ко стюмы и декорации не подбирались из старья, а специальна готовились к каждой премьере заново, что сроки работы над пьесой не становились в- зависимость от кассы, а определялись требованиями худ о жественности. Недоумение вызывали даже такие мелочи, как объявление о том, ч^о «после третьего звонка вход н зрительный зал воспрещен». В отзывах отмечались и облагораживаю щее воздействие нового искусства, которое принес с собой «Красный факел», и строгий ансамбль, совершенно покорявший зрите лей, и четкость формы, и — - в то же вре мя — несовременный, большею частью ч у ж дый сегодняшнему зрителю репертуар. Последнее обстоятельство имело глубокие корни, поэтому на проблеме краснофакель- ского репертуара необходимо остановиться особо. Деятельностью одесских театров руко водил очень строгий и достаточно эруди рованный человек — Г. К. Крыжицкий. Совместно с театральным режиссером М . Т. Строевым и представителем П У А РМ а он входил в состав Огубтекома (Одесский Губернский театральный комитет), одной из задач которого было помогать театрам в подборе «созвучного моменту» репертуара. Г. К. Крыжицкий рассказывает, что и «Са ломея», и «Ш ут на троне», и «Зеленый по пугай» были в числе репертуарных, офици ально рекомендованных пьес. Но кроме пьес, включавшихся «Красным факелом» в репертуар, в числе рекомендо ванных были и другие, более близкие се годняшнему дню. Чем же объяснить столь односторонний , подход руководителя к ре пертуару своего театра? И. Нежный пишет: «Хороших современ ных пьес в те годы еще почти не было. Во 1 «О десский ком м унист», 15 ию ня 1920 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2