Сибирские огни, 1968, №8

| в Одессе почти одновременно с открытием театра. В первом официальном документе сту­ дийцы, старательно избегая называть себя I обязывающим словом «артист», писали: «Группа молодых сценических художни- ков, желая ставить спектакли, просит клуб I партии левых эсеров о предоставлении по- мещения театра...» Здесь же был указан и перспективный репертуар, где, наряду с реально суще­ ствовавшим «Зеленым кольцом», значились «Саломея» О. Уайльда, «Ш ут на троне» Р. Лотара, «Разбитый кувшин» Генриха фон Клейста. Заявление это Ш уб ин и Бахромов от­ несли в клуб и, вежливо улыбаясь, пере­ дали секретарю. Дня через два на заявле­ нии наискось, размашистым почерком была поставлена резолюция: «20% со сбора в пользу клуба». Так «Красный факел» получил свой пер­ вый театр. Татищев и Бахромов взялись за пеовую афишу. — Работа подвигалась быстро. Работа­ ли все, работали радостно. Тогда еще не было правления театра, не было власти, была «анархия»,— вспоминал Л . Бахро­ мов.— Кто-то штемпелевал и подписывал билеты, девушки мыли полы, кто-то нуме­ ровал стулья, приспосабливал сцену, выбра: сывал хлам. Тащили из дома ковры, ска­ терти и мелочь для реквизита, достали па­ рики, договорились с электротехником, И вот афиши расклеены или попросту написаны мелом на стенах, билеты проданы. — М ы все слились в едином: показать гордость нашей студийной работы — «Зе­ леное кольцо». Мы не боялись ничего. Мы все верили в наш тяжелый и упорный труд. Все было готово, все было на месте. 14 апреля состоялась генеральная репети­ ция пьесы. 15 апреля состоялся первый спектакль. Первые шаги. Начало регулярных спектаклей Одесса — старинный * центр театральной культуры. Она повидала великое множе­ ство знаменитостей, своих, российских, и иностранцев. Здесь гастролировали Элеоно­ ра Дузе и Лю д виг Барнай, Эрнст Поссарт и Росси, Томазо Сальвини и знаменитый Мейнингенский театр. Не было в Одессе газеты, где бы еже­ дневно ни появлялась заметка на театраль­ ные темы. «Считалось,— пишет И. Нежный,— что,' если артист признан в Одессе, он тем са­ мым получил настоящую путевку в жизнь»1. «Красный факел» поразил одесситов. Север уже знал театры-студии; они су- 1 И. Н е ж н ы й . Б ы лое перед глазам и . М. ггр. 65. шествовали еще в годы войны и в Москве, и в Петрограде. Но юг, Одесса, встретилась с новым искусством впервые. С радостью, с затаенным дыханием смотрел город спектакли краснофакельцев, где каждая по­ становка была овеяна трудом и любовью, знанием и вдохновением. Зрителей поражало, что здесь «никто не играет свою только роль, а все играют пьесу». Один из самых суровых рецензен­ тов Вершинин писал через два месяца пос­ ле открытия «Красного факела»: - Спектакли этого театра оставляют впечатление художественной опрятности, благородства тона: Неопытность отдельных исполнителей скрадывается стройностью ан­ самбля1. Удивляло отсутствие суфлера. Без по­ мощи этого непременного участника всех провинциальных постановок в непрерывно нарастающем темпо-ритме шел спектакль. Как сверкающая колесница, набирал он стремительный разбег и захватывал зри­ тельный зал без остатка. Поражало и то, что для каждой новой постановки приглашался худож ник, что ко­ стюмы и декорации не подбирались из старья, а специальна готовились к каждой премьере заново, что сроки работы над пьесой не становились в- зависимость от кассы, а определялись требованиями худ о ­ жественности. Недоумение вызывали даже такие мелочи, как объявление о том, ч^о «после третьего звонка вход н зрительный зал воспрещен». В отзывах отмечались и облагораживаю ­ щее воздействие нового искусства, которое принес с собой «Красный факел», и строгий ансамбль, совершенно покорявший зрите­ лей, и четкость формы, и — - в то же вре­ мя — несовременный, большею частью ч у ж ­ дый сегодняшнему зрителю репертуар. Последнее обстоятельство имело глубокие корни, поэтому на проблеме краснофакель- ского репертуара необходимо остановиться особо. Деятельностью одесских театров руко­ водил очень строгий и достаточно эруди­ рованный человек — Г. К. Крыжицкий. Совместно с театральным режиссером М . Т. Строевым и представителем П У А РМ а он входил в состав Огубтекома (Одесский Губернский театральный комитет), одной из задач которого было помогать театрам в подборе «созвучного моменту» репертуара. Г. К. Крыжицкий рассказывает, что и «Са­ ломея», и «Ш ут на троне», и «Зеленый по­ пугай» были в числе репертуарных, офици­ ально рекомендованных пьес. Но кроме пьес, включавшихся «Красным факелом» в репертуар, в числе рекомендо­ ванных были и другие, более близкие се­ годняшнему дню. Чем же объяснить столь односторонний , подход руководителя к ре­ пертуару своего театра? И. Нежный пишет: «Хороших современ­ ных пьес в те годы еще почти не было. Во 1 «О десский ком м унист», 15 ию ня 1920 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2