Сибирские огни, 1968, №8

ронравов, Н. Баталов, В. Соколова, А. Т а­ расова, М . Кедров, К. Еланская, И . Суда­ ков, В. Станицын, О. Андровская, А. Зуе­ ва, М . Прудкин, Е. Телешева, М, Яншин, В. Вербицкий. М ож но только удивиться верному чутью Татищева, приведшему его именно в эту студию. Татищев становится постоянным участ­ ником всей жизни студии, включается в ре­ петиции, вместе со всеми выполняет этю­ ды, актерский тренаж и т. д. В «Зеленом кольце», коронном спектакле 2-й студии, роль дяди М икки исполнял Стахович. Пос­ ле трагической гибели артиста Татищев под руководством В. Мчеделова входит в спектакль и создает достоверный образ «журналиста, потерявшего вкус к жизни». Роль дяди Микки становится лучшей в ак­ терской биографии Татищева, впоследствии он станет ее бессменным исполнителем и в «Красном факеле». Главное, что вынес Владимир Констан­ тинович из общения с мхатовской студией, это — навыки работы с актером. Огромное значение имело для будущего создателя театра знакомство с творческими приемами руководителя студии Вахтанга Мчеделова, горячего последователя и пропагандиста си­ стемы Станиславского. Всем опытом орга­ низации внутренней жизни 2-й студии, ее принципами будет в дальнейшем руковод­ ствоваться Татищев в работе с театральной молодежью, а два спектакля мчеделов- цев — - «Зеленое кольцо» и «Младость» — перенесет на сцену «Красного факела», сде­ лает основными учебными работами по воспитанию актерского ансамбля. Таков творческий путь В. К. Татищева до создания «Красного факела», с такими принципами и требованиями к искусству приступил он к формированию творческого облика коллектива. Но вернемся к весенним дням 1920 г. Открытие „Красного факела1 Идея создания театра, брошенная Т а ­ тищевым как будто вскользь, зрела и стала вскоре главной целью, смыслом всей жиз­ ни для участников «Зеленого кольца». Революционный порыв, дух созидания, охвативший страну, преломлялся в созна­ нии студийцев в страстную мечту о новом, революционном театре. — Нас манили безбрежные туманные дали, неясные очертания горных вершин, не­ изведанная страна вечной красоты, неви­ димый град, золотыми главками и купола­ ми входящий в безбрежную лазурь небо­ свода. Смело раздается наш боевой клич: Да здравствует Молодость, Правда и Во­ ля! Вперед! Нас зовет небывалое1,— вот так возвышенно-романтически и достаточно 1 И з приветственного адреса В. К. Татищ еву от красноф акельцев в день полугодовщ нны театра. «Л етопись театр а» , стр. 29—30. расплывчато понимали студийцы цели и задачи создания театра. — Что такое музыкант без инструмента или машинист без паровоза? Ничего. А что представляет собой группа молодых людей, не имеющих ни сцены, ни театра? Тоже еще ничего. Пора браться за поиски Свое­ го помещения. На этот призыв Татищева откликнулись бурно. Выбор Пал на помещение театра в К о­ лодезном переулке в полуквартале от Де- рибасовской. Здесь в бывшем Доме арти­ стов размещался фактически бездействую­ щий клуб партии левых эсеров. Оставалось добиться передачи его для студии: уж очень всем понравилось помещение — не­ большое, но красивое, уютное, с прекрас­ ной акустикой. Вечер, когда было написано первое за­ явление от имени театра, все запомнили навсегда1. В полутемной комнате, тесно сгрудив­ шись вокруг стола, сидели притихшие, по­ серьезневшие молодые люди. Керосиновая коптилка выхватывала из темноты сведен­ ные брови, вопрошающие глаза. Думали над одним — как назвать свой театр? — Может быть, так — «Театр Алой Ро­ зы»? — неуверенно предложил кто-то. Владимир Константинович придвинул к себе листок, чернила и по извечной при­ вычке художника стал что-то набрасывать. Получилась роза, очень красивая. К ней прибавилась еще одна, третья, и вот уже алым пламенем заклубился целый букет роз. Неожиданно букет преобразился в са­ мое настоящее пламя, оно бушевало во тьме. К пламени потянулась рука с древ­ ком. Теперь уже не букет и не пламя, а пылающий факел, зажатый 6 мускулистой руке, был изображен на листке. П рищ у­ рившись, Татищев оглядел рисунок и под­ писал: «Театр «Красный факел». В условиях революционной действительно­ сти название «Красный факел» означало ре­ шительный и бесповоротный переход х у ­ дожников, объединенных этим символом, на . сторону пролетариата. Недаром же в пес­ нях и лозунгах той поры красный факел служил символом борьбы и победы на­ рода. Конница, конница, конница! О рлиная стая Буденного, В сраж енья, в победу влю бленного. П оступь, стрем ленье, Д виж енье — С оветской республики ю ной... Ф акел победы сверкающ ий, Солнечный л ик озаряю щ ий Великой Всемирной Коммуны 2. Это стихотворение, возвеличивающее фа­ кел как революционный символ, появилось 1 Н. О гонь-Д огановская и Л . Б ахром ов р асска­ зы ваю т об этом вечере почти в одних вы раж ени­ ях. «П уть театр а». Н овосибирск. 1950, стр. . 32; Рукописны й ж урнал «Красный ф акел», 1923, стр. 4* 2 Стихотворение И льи С адоф ьева «Ф акел побе­ ды » бы ло напечатано в газете «О десский ком м у­ нист», 20 апреля 1920 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2