Сибирские огни, 1968, №8
ронравов, Н. Баталов, В. Соколова, А. Т а расова, М . Кедров, К. Еланская, И . Суда ков, В. Станицын, О. Андровская, А. Зуе ва, М . Прудкин, Е. Телешева, М, Яншин, В. Вербицкий. М ож но только удивиться верному чутью Татищева, приведшему его именно в эту студию. Татищев становится постоянным участ ником всей жизни студии, включается в ре петиции, вместе со всеми выполняет этю ды, актерский тренаж и т. д. В «Зеленом кольце», коронном спектакле 2-й студии, роль дяди М икки исполнял Стахович. Пос ле трагической гибели артиста Татищев под руководством В. Мчеделова входит в спектакль и создает достоверный образ «журналиста, потерявшего вкус к жизни». Роль дяди Микки становится лучшей в ак терской биографии Татищева, впоследствии он станет ее бессменным исполнителем и в «Красном факеле». Главное, что вынес Владимир Констан тинович из общения с мхатовской студией, это — навыки работы с актером. Огромное значение имело для будущего создателя театра знакомство с творческими приемами руководителя студии Вахтанга Мчеделова, горячего последователя и пропагандиста си стемы Станиславского. Всем опытом орга низации внутренней жизни 2-й студии, ее принципами будет в дальнейшем руковод ствоваться Татищев в работе с театральной молодежью, а два спектакля мчеделов- цев — - «Зеленое кольцо» и «Младость» — перенесет на сцену «Красного факела», сде лает основными учебными работами по воспитанию актерского ансамбля. Таков творческий путь В. К. Татищева до создания «Красного факела», с такими принципами и требованиями к искусству приступил он к формированию творческого облика коллектива. Но вернемся к весенним дням 1920 г. Открытие „Красного факела1 Идея создания театра, брошенная Т а тищевым как будто вскользь, зрела и стала вскоре главной целью, смыслом всей жиз ни для участников «Зеленого кольца». Революционный порыв, дух созидания, охвативший страну, преломлялся в созна нии студийцев в страстную мечту о новом, революционном театре. — Нас манили безбрежные туманные дали, неясные очертания горных вершин, не изведанная страна вечной красоты, неви димый град, золотыми главками и купола ми входящий в безбрежную лазурь небо свода. Смело раздается наш боевой клич: Да здравствует Молодость, Правда и Во ля! Вперед! Нас зовет небывалое1,— вот так возвышенно-романтически и достаточно 1 И з приветственного адреса В. К. Татищ еву от красноф акельцев в день полугодовщ нны театра. «Л етопись театр а» , стр. 29—30. расплывчато понимали студийцы цели и задачи создания театра. — Что такое музыкант без инструмента или машинист без паровоза? Ничего. А что представляет собой группа молодых людей, не имеющих ни сцены, ни театра? Тоже еще ничего. Пора браться за поиски Свое го помещения. На этот призыв Татищева откликнулись бурно. Выбор Пал на помещение театра в К о лодезном переулке в полуквартале от Де- рибасовской. Здесь в бывшем Доме арти стов размещался фактически бездействую щий клуб партии левых эсеров. Оставалось добиться передачи его для студии: уж очень всем понравилось помещение — не большое, но красивое, уютное, с прекрас ной акустикой. Вечер, когда было написано первое за явление от имени театра, все запомнили навсегда1. В полутемной комнате, тесно сгрудив шись вокруг стола, сидели притихшие, по серьезневшие молодые люди. Керосиновая коптилка выхватывала из темноты сведен ные брови, вопрошающие глаза. Думали над одним — как назвать свой театр? — Может быть, так — «Театр Алой Ро зы»? — неуверенно предложил кто-то. Владимир Константинович придвинул к себе листок, чернила и по извечной при вычке художника стал что-то набрасывать. Получилась роза, очень красивая. К ней прибавилась еще одна, третья, и вот уже алым пламенем заклубился целый букет роз. Неожиданно букет преобразился в са мое настоящее пламя, оно бушевало во тьме. К пламени потянулась рука с древ ком. Теперь уже не букет и не пламя, а пылающий факел, зажатый 6 мускулистой руке, был изображен на листке. П рищ у рившись, Татищев оглядел рисунок и под писал: «Театр «Красный факел». В условиях революционной действительно сти название «Красный факел» означало ре шительный и бесповоротный переход х у дожников, объединенных этим символом, на . сторону пролетариата. Недаром же в пес нях и лозунгах той поры красный факел служил символом борьбы и победы на рода. Конница, конница, конница! О рлиная стая Буденного, В сраж енья, в победу влю бленного. П оступь, стрем ленье, Д виж енье — С оветской республики ю ной... Ф акел победы сверкающ ий, Солнечный л ик озаряю щ ий Великой Всемирной Коммуны 2. Это стихотворение, возвеличивающее фа кел как революционный символ, появилось 1 Н. О гонь-Д огановская и Л . Б ахром ов р асска зы ваю т об этом вечере почти в одних вы раж ени ях. «П уть театр а». Н овосибирск. 1950, стр. . 32; Рукописны й ж урнал «Красный ф акел», 1923, стр. 4* 2 Стихотворение И льи С адоф ьева «Ф акел побе ды » бы ло напечатано в газете «О десский ком м у нист», 20 апреля 1920 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2