Сибирские огни, 1968, №8

между ярославским и краснофакельским коллективами. Несмотря на успешно законченный се­ зон, Татищев в Ярославле не остался. П р и ­ чина? Впоследствии он любил повторять: «Старый артист, что поджаренное зерно; оно вкусно, но, посаженное в землю, не произрастет, не даст ничего нового»... Для того, чтобы осуществить свою идею театра, Татищеву необходим был молодежный кол­ лектив. Была и еще одна преграда — провинци­ альная гонка премьер. Даже лучший спек­ такль сезона, на подготовку которого бы­ ло затрачено много энергии, творческих поисков, в Ярославле прошел всего 8 раз. В подобных условиях нечего было и думать о серьезной, вдумчивой работе над каждой новой постановкой. Тогда-то у Татищева, по-видимому, на­ чинает созревать идея передвижного теат­ ра. Такой театр избавлялся от гонки премьер за счет резкого увеличения тиража каждого спектакля. Совместно с Н. Ф. Ти- хоновичем-Невеждиным Татищев создает гастрольную труппу, и в сезоне 1912/13 го­ да совершает поездку по Украине. Ценой неимоверных усилий удается поддерживать в хорошем состоянии декорации, но не бо­ лее. Добиться ансамбля актеров в усло­ виях случайно набранной труппы оказы­ вается несбыточной мечтой1. С радостью принимает Татищев предло­ жение Ф. А. Корша и осенью 1914 года становится режиссером его театра2. Начинается интереснейший период ж из­ ни Татищева. Сорокалетний человек, имею­ щий за плечами два училища, хорошо из­ вестный в театральных кругах режиссер со своим сложившимся творческим почерком, Татищев в постоянном поиске, постоянно не удовлетворен достигнутым. Все основные идеи будущего «Красного факела» роди­ лись или получили реальное обоснование именно в этот московский период его ж и з­ ни. Здесь полностью раскрылись разносто­ ронние дарования Татищева как многогран­ ного мастера сцены. Он познал театр с разных сторон, выработал свои воззрения на все элементы сценического творчества. Автор нескольких инсценировок («Об­ рыв» по Гончарову, «Мертвые души» по Гоголю ), он не чужд был драматургии, прекрасно анализировал пьесы, понимал роль и место каждого действенного звена. Был постановщиком — умел замыслить спек­ такль как целое и рельефно ощутить роль каждого элемента. Как режиссер-организа­ тор творческого процесса, Татищев умел на практике четко реализовать свой замы­ сел. Он был вподне профессиональным ху­ дожником и в области декорационной, и в области света, мог совершенно самостоя­ тельно осуществлять свои световые парти­ туры с излюбленными им фиолетовыми тонами. Прекрасный модельер, создатель 1 «Р ам п а и ж и зн ь» . М ., 1912, № 26, стр. 15. ! «Театр и искусство». П ., 1914, № 12, стр. 269. множества эскизов костюмов, Татищев умел вполне квалифицированно, с подлинным знанием дела разговаривать с портными. Задумывая декорационное решение спек­ такля, он мог до тонкостей разработать и инженерную часть установок, и всю бута­ форскую часть, знал и тайны изготовления реквизита. Хорошо осведомлен был Татищев и в административно-финансовых и хозяйствен­ ных сторонах жизни театра (недаром же М арджанов пригласил его в свое время за­ ведовать монтировочной и декоративно­ костюмерной частью !). Короче говоря, Т а­ тищев представлял собой идеальный тип режиссера-директора, режиссера-художе- ственного руководителя. Чтобы создать свой театр, ему необходима была «только» группа единомышленников — таких же, как и он, бесконечно влюбленных в искусство людей, артистов, отдающих себя творче­ ству без остатка. Да, Татищев знал в театре все, кроме одного: он не владел системой воспитания актера, не был режиссером-педагогом. Н е­ даром же его постоянно упрекали за увле­ чение внешним рисунком, за отсутствие глубокой проработки отдельных ролей. Для такого — мало сказать, требова­ тельного— одержимого художника, как Та­ тищев, не знать что-то, не уметь что-то в театре было равносильно глубокой личной трагедии. Театр он почитал святыней, по­ клонялся ему, безраздельно отдавал себя сцене. Вот почему, поняв свой недостаток, Владимир Константинович тотчас предпри­ нимает шаги к его устранению. Внимательно присмотревшись к работе разных мастеров, Татищев приходит к вы ­ воду, что ни Мейерхольд, ни Таиров, ни Марджанов не могут соперничать со С та­ ниславским в строгой продуманности, по­ следовательности воспитания актеров. Толь­ ко Станиславский с его «системой», мог противопоставить свою четкую программу эмпиризму и дилетантизму различных те­ атральных школ и школок. Именно этим обстоятельством объясня­ ется тот странный, на первый взгляд, факт, что принципиальный сторонник условного театра, яркой постановочной формы, сорат­ ник Марджанова и будущий единомышлен­ ник Таирова неожиданно сблизился со 2-й студией МХТ. Из всех мхатовских студий именно 2-я, которой руководил В. Мчеделов, была ме­ нее всего режиссерской и более всего ак­ терской. Здесь существовал культ освое­ ния системы Станиславского, недаром «мчеделовцы», единственные из всех мха­ товских студийцев, никогда не отказыва­ лись обслуживать массовые сцены МХТ. Здесь, в трудные для страны и для театра времена складывался дружный коллектив художников сцены, составивших впослед­ ствии честь и славу советского театра. Из этой студии вышла целая группа актеров, основное ядро второго поколения Х удож е­ ственного театра — Н. Хмелев, Б. Д об­ Ю Сибиоские огни № 8 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2