Сибирские огни, 1968, №8
между ярославским и краснофакельским коллективами. Несмотря на успешно законченный се зон, Татищев в Ярославле не остался. П р и чина? Впоследствии он любил повторять: «Старый артист, что поджаренное зерно; оно вкусно, но, посаженное в землю, не произрастет, не даст ничего нового»... Для того, чтобы осуществить свою идею театра, Татищеву необходим был молодежный кол лектив. Была и еще одна преграда — провинци альная гонка премьер. Даже лучший спек такль сезона, на подготовку которого бы ло затрачено много энергии, творческих поисков, в Ярославле прошел всего 8 раз. В подобных условиях нечего было и думать о серьезной, вдумчивой работе над каждой новой постановкой. Тогда-то у Татищева, по-видимому, на чинает созревать идея передвижного теат ра. Такой театр избавлялся от гонки премьер за счет резкого увеличения тиража каждого спектакля. Совместно с Н. Ф. Ти- хоновичем-Невеждиным Татищев создает гастрольную труппу, и в сезоне 1912/13 го да совершает поездку по Украине. Ценой неимоверных усилий удается поддерживать в хорошем состоянии декорации, но не бо лее. Добиться ансамбля актеров в усло виях случайно набранной труппы оказы вается несбыточной мечтой1. С радостью принимает Татищев предло жение Ф. А. Корша и осенью 1914 года становится режиссером его театра2. Начинается интереснейший период ж из ни Татищева. Сорокалетний человек, имею щий за плечами два училища, хорошо из вестный в театральных кругах режиссер со своим сложившимся творческим почерком, Татищев в постоянном поиске, постоянно не удовлетворен достигнутым. Все основные идеи будущего «Красного факела» роди лись или получили реальное обоснование именно в этот московский период его ж и з ни. Здесь полностью раскрылись разносто ронние дарования Татищева как многогран ного мастера сцены. Он познал театр с разных сторон, выработал свои воззрения на все элементы сценического творчества. Автор нескольких инсценировок («Об рыв» по Гончарову, «Мертвые души» по Гоголю ), он не чужд был драматургии, прекрасно анализировал пьесы, понимал роль и место каждого действенного звена. Был постановщиком — умел замыслить спек такль как целое и рельефно ощутить роль каждого элемента. Как режиссер-организа тор творческого процесса, Татищев умел на практике четко реализовать свой замы сел. Он был вподне профессиональным ху дожником и в области декорационной, и в области света, мог совершенно самостоя тельно осуществлять свои световые парти туры с излюбленными им фиолетовыми тонами. Прекрасный модельер, создатель 1 «Р ам п а и ж и зн ь» . М ., 1912, № 26, стр. 15. ! «Театр и искусство». П ., 1914, № 12, стр. 269. множества эскизов костюмов, Татищев умел вполне квалифицированно, с подлинным знанием дела разговаривать с портными. Задумывая декорационное решение спек такля, он мог до тонкостей разработать и инженерную часть установок, и всю бута форскую часть, знал и тайны изготовления реквизита. Хорошо осведомлен был Татищев и в административно-финансовых и хозяйствен ных сторонах жизни театра (недаром же М арджанов пригласил его в свое время за ведовать монтировочной и декоративно костюмерной частью !). Короче говоря, Т а тищев представлял собой идеальный тип режиссера-директора, режиссера-художе- ственного руководителя. Чтобы создать свой театр, ему необходима была «только» группа единомышленников — таких же, как и он, бесконечно влюбленных в искусство людей, артистов, отдающих себя творче ству без остатка. Да, Татищев знал в театре все, кроме одного: он не владел системой воспитания актера, не был режиссером-педагогом. Н е даром же его постоянно упрекали за увле чение внешним рисунком, за отсутствие глубокой проработки отдельных ролей. Для такого — мало сказать, требова тельного— одержимого художника, как Та тищев, не знать что-то, не уметь что-то в театре было равносильно глубокой личной трагедии. Театр он почитал святыней, по клонялся ему, безраздельно отдавал себя сцене. Вот почему, поняв свой недостаток, Владимир Константинович тотчас предпри нимает шаги к его устранению. Внимательно присмотревшись к работе разных мастеров, Татищев приходит к вы воду, что ни Мейерхольд, ни Таиров, ни Марджанов не могут соперничать со С та ниславским в строгой продуманности, по следовательности воспитания актеров. Толь ко Станиславский с его «системой», мог противопоставить свою четкую программу эмпиризму и дилетантизму различных те атральных школ и школок. Именно этим обстоятельством объясня ется тот странный, на первый взгляд, факт, что принципиальный сторонник условного театра, яркой постановочной формы, сорат ник Марджанова и будущий единомышлен ник Таирова неожиданно сблизился со 2-й студией МХТ. Из всех мхатовских студий именно 2-я, которой руководил В. Мчеделов, была ме нее всего режиссерской и более всего ак терской. Здесь существовал культ освое ния системы Станиславского, недаром «мчеделовцы», единственные из всех мха товских студийцев, никогда не отказыва лись обслуживать массовые сцены МХТ. Здесь, в трудные для страны и для театра времена складывался дружный коллектив художников сцены, составивших впослед ствии честь и славу советского театра. Из этой студии вышла целая группа актеров, основное ядро второго поколения Х удож е ственного театра — Н. Хмелев, Б. Д об Ю Сибиоские огни № 8 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2