Сибирские огни, 1968, №8

— В бытность мою в Од£ссе я позна­ комился с молодым человеком — В. К. Гар- тингом, который служил, кажется, в акциз­ ном управлении. Он очень любил театр и руководил каким-то любительским к р уж ­ ком. Я случайно попал на один из его спектаклей и заинтересовался им как р у­ ководителем (он подвизался под фамилией Татищева и как режиссер, и как худ ож ник). Я предложил ему ехать со мной в М оскву к Незлобину, на что он с радостью согла­ сился. Здесь он заведовал всей костюмер­ ной частью, сам делал эскизы и наблюдал за выполнением (исполнителем же костю ­ мов был настоящий худож ник своего дела Воробьев). Вскоре из Татищева вырабо­ тался хороший режиссер1. Здесь, в театре Незлобина, в 1910 г. состоялся московский дебют Татищева-ре- жиссера. Его постановка «Тайфуна» Ленгие- ля благожелательно, хотя и с некоторыми оговорками, принята критикой. Рецензент отмечал, что спектакль поставлен «проста, без затей, изящно и красиво». В следующем сезоне мы застаем Тати­ щева в составе Ярославского театра им. Ф. Волкова2. В Ярославле к этому времени было выстроено новое прекрасное теат­ ральное помещение. В ознаменование этого события городские власти решили пригла­ сить выдающуюся труппу, создать «Настоя­ щий художественный театр». В качестве антрепренера был приглашен А. П. Ворот­ ников, человек с широким размахом и грандиозными замыслами. В историю теат­ ра он вошел под именем антрепренера-меч- татсля. Действительно, дело, им затеянное, обещало быть исключительно интересным, для провинции необычайным. Воротников набрал огромную по тем условиям труппу в 70 человек, оркестр из 40 музыкантов. На изготовление декораций, мебели, костю­ мов было выделено баснословное по тем временам количество денег. Татищев, готовивший для открытия «Грозу» Островского, имел неограниченные возможности осуществления своих поста­ новочных замыслов. Но, очевидно, именно это обстоятельство и помешало ему: у ре­ жиссера закружилась голова. Сосредото­ чив усилия на создании пышных, очень реа­ листических декораций (открывался не просто театр, а «Ярославский М Х Т »!), по­ становщик попросту не успел поглубже раз­ работать внутреннюю линию образов. Спек­ такль, несмотря на зрелищную яркость, имел средний успех. И это было первым ударом по антрепризе Воротникова. Несмотря на это, антрепренер продол­ жает проводить свой план, никак не рас­ считанный на маленький город. С больши­ ми затратами ставит он отрывки из траге­ дии Сумарокова «Хорев». И вновь без особого успеха. Еще одного подобного эксперимента хватило для того, чтобы, по­ 1 К онстантин А лександрович М а р д ж а н и ­ ш в и л и (М ардж анов). «Творческое наследие», т. Т. Тбилиси, 1958, стр. 42—43. а «Театр и искусство»,П ., 1911, № 41, стр. 772, чувствовав себя банкротом, Воротников тайком от труппы бежал из города. Нам сейчас трудно представить то по­ ложение, в котором оказывался актер доре- волюционного театра, оставшись в середине сезона без работы. Ни дотации театру, ни профсоюзных средств, ни касс взаимопо­ мощи тогда не существовало. Таким обра­ зом, однажды, проснувшись поутру, актеры Ярославского «дела» оказались перед пер- спективой голодной жизни. После размышлений решили сезвн до­ вести до конца, создав товарищество ар­ тистов. Вот тогда-то и развернулись во всю ширь таланты Татищева. Войдя в правле­ ние, он выступает по крайней мере в трех качествах — режиссера, художника и орга­ низатора. По его настоянию принимается реше­ ние — всем актерам играть все роли, в том числе и выходные, а об обещанных Ворот­ никовым только лишь главных — забыть. Сократить до минимума постановочные расходы. Татищев показал себя отличным изобре­ тательным художником. Декорации он за­ менял какими-нибудь красиво брошенными кусками материи (большей частью это был им же раскрашенный холст). Сцену укра­ шала масса цветов. Делать эти цветы при­ зывалась вся группа. В спектакли режиссер вводил много музыки, танцев. В сцене пи­ ра (инсценировка романа Г. Сенкевича «Камо грядеши») было поставлено целое танцевальное ревю, что сделало спектакль особенно, популярным1. Не ограничиваясь постановкой драмати­ ческих спектаклей, коллектив принял реше­ ние организовать театр миниатюр. В репер­ туар включаются арлекинады, пантомимы, гротески, драматические этюды, сказки, фантазии, юморески, пародии, шутки. Де­ визом театра становится триада: красота, правда и радость. В трудные времена взяло в свои руки театр им. Волкова товарищество. «Но дружная работа артистической семьи во главе с талантливыми руководителями гг. Татищевым и Сычевым снова подняли предприятие на должную высоту, и конец сезона застает дела т-ва в расцвете, а ма­ териальные обороты превзошли даже ож и ­ дания»,— писал корреспондент «Рампы и жизни» из Ярославля2. В деятельности Ярославского, театра не­ трудно увидеть некий прообраз будущего «Красного факела». Тот же девиз— кра­ соты, правды и радости. Общим был и принцип равенства всех актеров перед ис­ кусством, принцип всесторонней подготовки актеров, способных исполнять и танцы, и пантомиму, и песни, и гротески; даже в ор­ ганизации товарищества (выборы Правле­ ния, участие актеров в изготовлении рекви­ зита и т. п.) мы найдем немдло сходства 1 О. А. Г о л у б е в а . И з воспом инаний.— В кн.: «Русский провинциальны й театр » . М .— Л. , 1937. стр. 119-121. 2 «Р ам па и ж и зн ь». М ., 1912, № 5, стр. 18.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2