Сибирские огни, 1968, №8
— В бытность мою в Од£ссе я позна комился с молодым человеком — В. К. Гар- тингом, который служил, кажется, в акциз ном управлении. Он очень любил театр и руководил каким-то любительским к р уж ком. Я случайно попал на один из его спектаклей и заинтересовался им как р у ководителем (он подвизался под фамилией Татищева и как режиссер, и как худ ож ник). Я предложил ему ехать со мной в М оскву к Незлобину, на что он с радостью согла сился. Здесь он заведовал всей костюмер ной частью, сам делал эскизы и наблюдал за выполнением (исполнителем же костю мов был настоящий худож ник своего дела Воробьев). Вскоре из Татищева вырабо тался хороший режиссер1. Здесь, в театре Незлобина, в 1910 г. состоялся московский дебют Татищева-ре- жиссера. Его постановка «Тайфуна» Ленгие- ля благожелательно, хотя и с некоторыми оговорками, принята критикой. Рецензент отмечал, что спектакль поставлен «проста, без затей, изящно и красиво». В следующем сезоне мы застаем Тати щева в составе Ярославского театра им. Ф. Волкова2. В Ярославле к этому времени было выстроено новое прекрасное теат ральное помещение. В ознаменование этого события городские власти решили пригла сить выдающуюся труппу, создать «Настоя щий художественный театр». В качестве антрепренера был приглашен А. П. Ворот ников, человек с широким размахом и грандиозными замыслами. В историю теат ра он вошел под именем антрепренера-меч- татсля. Действительно, дело, им затеянное, обещало быть исключительно интересным, для провинции необычайным. Воротников набрал огромную по тем условиям труппу в 70 человек, оркестр из 40 музыкантов. На изготовление декораций, мебели, костю мов было выделено баснословное по тем временам количество денег. Татищев, готовивший для открытия «Грозу» Островского, имел неограниченные возможности осуществления своих поста новочных замыслов. Но, очевидно, именно это обстоятельство и помешало ему: у ре жиссера закружилась голова. Сосредото чив усилия на создании пышных, очень реа листических декораций (открывался не просто театр, а «Ярославский М Х Т »!), по становщик попросту не успел поглубже раз работать внутреннюю линию образов. Спек такль, несмотря на зрелищную яркость, имел средний успех. И это было первым ударом по антрепризе Воротникова. Несмотря на это, антрепренер продол жает проводить свой план, никак не рас считанный на маленький город. С больши ми затратами ставит он отрывки из траге дии Сумарокова «Хорев». И вновь без особого успеха. Еще одного подобного эксперимента хватило для того, чтобы, по 1 К онстантин А лександрович М а р д ж а н и ш в и л и (М ардж анов). «Творческое наследие», т. Т. Тбилиси, 1958, стр. 42—43. а «Театр и искусство»,П ., 1911, № 41, стр. 772, чувствовав себя банкротом, Воротников тайком от труппы бежал из города. Нам сейчас трудно представить то по ложение, в котором оказывался актер доре- волюционного театра, оставшись в середине сезона без работы. Ни дотации театру, ни профсоюзных средств, ни касс взаимопо мощи тогда не существовало. Таким обра зом, однажды, проснувшись поутру, актеры Ярославского «дела» оказались перед пер- спективой голодной жизни. После размышлений решили сезвн до вести до конца, создав товарищество ар тистов. Вот тогда-то и развернулись во всю ширь таланты Татищева. Войдя в правле ние, он выступает по крайней мере в трех качествах — режиссера, художника и орга низатора. По его настоянию принимается реше ние — всем актерам играть все роли, в том числе и выходные, а об обещанных Ворот никовым только лишь главных — забыть. Сократить до минимума постановочные расходы. Татищев показал себя отличным изобре тательным художником. Декорации он за менял какими-нибудь красиво брошенными кусками материи (большей частью это был им же раскрашенный холст). Сцену укра шала масса цветов. Делать эти цветы при зывалась вся группа. В спектакли режиссер вводил много музыки, танцев. В сцене пи ра (инсценировка романа Г. Сенкевича «Камо грядеши») было поставлено целое танцевальное ревю, что сделало спектакль особенно, популярным1. Не ограничиваясь постановкой драмати ческих спектаклей, коллектив принял реше ние организовать театр миниатюр. В репер туар включаются арлекинады, пантомимы, гротески, драматические этюды, сказки, фантазии, юморески, пародии, шутки. Де визом театра становится триада: красота, правда и радость. В трудные времена взяло в свои руки театр им. Волкова товарищество. «Но дружная работа артистической семьи во главе с талантливыми руководителями гг. Татищевым и Сычевым снова подняли предприятие на должную высоту, и конец сезона застает дела т-ва в расцвете, а ма териальные обороты превзошли даже ож и дания»,— писал корреспондент «Рампы и жизни» из Ярославля2. В деятельности Ярославского, театра не трудно увидеть некий прообраз будущего «Красного факела». Тот же девиз— кра соты, правды и радости. Общим был и принцип равенства всех актеров перед ис кусством, принцип всесторонней подготовки актеров, способных исполнять и танцы, и пантомиму, и песни, и гротески; даже в ор ганизации товарищества (выборы Правле ния, участие актеров в изготовлении рекви зита и т. п.) мы найдем немдло сходства 1 О. А. Г о л у б е в а . И з воспом инаний.— В кн.: «Русский провинциальны й театр » . М .— Л. , 1937. стр. 119-121. 2 «Р ам па и ж и зн ь». М ., 1912, № 5, стр. 18.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2