Сибирские огни, 1968, №8
с разнообразными течениями в современ ном театре. Благодаря таким установкам, в студию в качестве педагогов приглаша лись представители различных, зачастую противоборствующих театральных направ лений. Такая многосторонность воспитания ка залась и ученикам, и руководителям чрез вычайно полезной, прогрессивной. Смеше ние школ и направлений никого не смуща ло: главное — все знать, все уметь, а там — придет день, и ученик сам отберет для себя самое нужное, полезное. — Наши артисты должны уметь играть и у Станиславского, и у Таирова, и у Мей ерхольда, потому что они учатся владеть оружием каждого из них,— заявил впослед ствии руководитель «Красного факела» В. К. Татищев, возводя в принцип эклек тику воспитания исполнительской манеры кр аснофакельцев. Весной 1920 г. занятия в студии шли нерегулярно. Преподаватели пропускали уроки, ученики являлись через день, а не которых не бывало и по неделям: тот слу жил, тот занят, тот уехал, у того дома не приятности. Занятия в студии сочетала с работой подавальщицы на скачках Надежда Огонь- Догановская; не закончив курса обучения, ушла работать в театр Дарья Зеркалова; учительствовал и потому редко посещал занятия Георгий Станиславский; оказался в рядах армии Борис Бузич. Однажды, когда, прогромыхав по лест нице «стуколками» — самой «модной» обу вью тех лет (туфли изготавливались на де ревянной подошве),— студийцы собрались в своем подвале, к ним обратился Б. Я. Лоренцо: — Ну, что же мы будем делать дальше, друзья мои? Грустная история получается. Работа у нас разладилась. М ож но сказать, никто и ничего не делает, распущенность в деле полная. А главное — нет у нас больше денег. Ученики не платят, да, собственно, большинство и не имеет такой возможно сти, преподавателей приглашать нам не на что. Думали мы, думали с Андреем И ва новичем и ничего придумать не смогли. Один выход, по-видимому, у нас — студию закрыть. Стало очень тихо. Расстаться со студией д л я . каждого было тяжело. И тут раздал ся голос: — А что, если устроить спектакль? П о ставить пьесу «Зеленое кольцо», она у нас почти готова, и вырученные деньги внести в фонд студии. Это был момент невидимого зарождения театра. — Предложивший спектакль, может быть, первый толкнул нас на создание те атра. Имя его осталось неизвестным,— вспоминал потом JI. Бахромов. Собрание решило обратиться к препо давателю студии Татищеву с просьбой во зобновить работу над «Зеленым колрцом» и в кратчайший срок выпустить спектакль. — КогдаЛо работой этой я горел,— от ветил на предложение Владимир Констан тинович,— теперь возобновлять будет труд но. Но если нужно, я согласен. Репетиции пошли быстро и уверенно, хотя все думали пока лишь о спектакле, а о театре еще не думал никто. Занятия в студии продолжались, все шло обычным* путем. Однажды на перемене Татищев сказал: — Я думаю организовать небольшой те атр и некоторым из вас предложить рабо тать. Вот вы будете, вы... вы... Он указал на Барановского, Бахромова, Ш убина и еще на несколько человек. — Только пока об этом никому не го ворите,— предупредил Владимир Констан тинович. Проговорил он все это вскользь, как бы между прочим; никто не придал беседе особого значения, никто в идею создания театра всерьез не поверил. Всерьез о ней сейчас думал лишь один человек — Т ати щев. В. К. ТАТИЩЕВ Пора поближе познакомиться с ним, этим крупным художником театра, который сыграл совершенно исключительную роль в* истории «Красного факела». К сожалению, отыскать полностью архив Татищева так и не удалось — по-видимому, он, действительно, в большей своей части погиб во время Отечественной войны. Не удалось найти никаких письменных свиде тельств биографии Татищева, предшество вавших появлению его в качестве теат рального деятеля. Поэтому наш рассказ о нем приходится строить на основе отры вочных воспоминаний Н. И. О гонь-Дога- новской1, воспоминаний старейших красно- факельцев, газетных и журнальных сообще ний, а также скупых сведений из его лич ного архива. Родился В. К. Гартинг-Татищев в селе Дрозково Мало-Архангельского уезда Ор ловской губернии в 1874 г. Отец его был аптекарем, мать — домашняя хозяйка. П о с ле окончания Орловской гимназии Влади мир Константинович поступил в Киевскую школу живописи Мурашко. Есть предполо жение, что перед этим он успел закончить еще театральную студию. Изо всего этого периода жизни извест ны лишь два факта — как художник, Т а тищев принял участие в росписи киевского Архангельского собора и встретился в Одессе в сезоне 1908/1909 г. с замечатель ным режиссером К. А. Марджановым (Ко- тэ Марджанишвили). Вот как рассказывал об этом сам К. А. Марджанов: ,!.«К сож алению , восстановить весь творчес кий путь В ладим и ра К онстантиновича я не в си л ах , та к как его бум аги и все м атериалы погибли во врем я войны в г. Г ад яч е» ,— писала Н . И . Д ога- новская*— «П уть театр а» . Н овосибирск, 1950, стр,39„
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2