Сибирские огни, 1968, №8
И с к у с с т в о Л. БАЛАНДИН „К р а сны й ф акел" начинался так ... Среди множества событий, больших и малых, среди многих спектаклей, представ лений, ревю, обозрений, гастролей и чем пионатов, быть может, бесследно затерялся бы маленький скромный театрик с роман тическим названием «Красный факел», тихо и . незаметно открывшийся в Одессе 15 аппеля 1920 г. Кроме тесного и душного помещения бывшего Дома артистов в К о лодезном переулке, 9, кроме самодельных декораций и принесенного из дому рекви зита, у молодых актеров не было ничего — ни билетеров, ни уборщиц, ни парикмахера, ни реквизитора, ни портных, ни рабочих сцены; не было даже афиш — мелом на сте нах писали краснофакельцы объявления о своем первом спектакле. Это был огромный риск — открываться без рекламы в то время, когда газеты и пестрые афиши шумно, крикливо возвеща ли на всю Одессу о гастролях приезжих знаменитостей и местных «любимцев пуб лики». В споре*с театральной рутиной, с разнузданной «халтурой» создавался прин ципиально новый театральный коллектив «Красный факел». В недоверчивой тишине с трудом затихшего зала впервые раздви нул он свой занавес. — Всех нас, присутствовавших в зри тельном зале, захватили и покорили прямо- таки через край бьющие искренность, не посредственность, какая-то одухотворен ность молодых актеров. Но эти свойства, в конце концов; почти всегда присущи мо лодости. Здесь же, кроме того, был еще профессионально крепкий, очень слажен ный и талантливый актерский ансамбль. И это тоже все оценили по достоинству,— так вспоминает первый спектакль театра его будущий администратор И горь Н е ж ный1. — О том, как мы играли, вспоминать 1 II. Н е ж н ы й . Б ы лое перед гл азам и . М ., 1965, стр. 137—138. трудно,— записал в своем дневнике участ ник премьеры Л . Бахромов.— Помню толь ко, что мы поплыли в каком-то экстазно блаженном чувстве от необычайной сделан ности, законченности и, осмелюсь сказать, совершенства нашей игры1. Успех был полный. Зрители восторжен но благодарили артистов, постановщика спектакля. «Одесса обогащается одним ин тересным начинанием,— отозвалась на премь еру местная газета.— Н уж н о признать, что постановка «Красным факелом» «Зе леного кольца» показала, что у молодого театра есть живая, трепетная душа»2. Итак, родился новый театр. Что за веру исповедовал он? К какому театральному направлению отнести этот молодежный кол лектив, рожденный в бурные годы Граж - данской? Почему среди бесчисленного ко личества собратьев «Красный факел» одним из немногих проявил жизнестойкость и со хранил вплоть до наших дней романтиче ское название, традиции? Да полно, сохра нил ли? Может быть, лишь по недоразу мению Новосибирский «Красный факел» но сит имя одесской студии? Обо всем этом спорили и спорят. Ответ на эти вопросы — история театра. Когда еще не отгремели залпы гражданской В 1918— 1920 годах в Одессе существо вала частная театральная студия. Р уково дили ею актер А. И. Аркадьев и театраль ный критик, постоянный сотрудник одес ских газет В. Я. Лоренцо. Студийцы особенно ценили стремление Лоренцо познакомить своих воспитанников 1 Рукописны й ж урнал «Красный ф акел» , 1923, № 1, стр. 5. 2 «Л етопись театра»* Личны й архив В. К. Т а ти щ ева, стр. 13.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2