Сибирские огни, 1968, №8

И с к у с с т в о Л. БАЛАНДИН „К р а сны й ф акел" начинался так ... Среди множества событий, больших и малых, среди многих спектаклей, представ­ лений, ревю, обозрений, гастролей и чем­ пионатов, быть может, бесследно затерялся бы маленький скромный театрик с роман­ тическим названием «Красный факел», тихо и . незаметно открывшийся в Одессе 15 аппеля 1920 г. Кроме тесного и душного помещения бывшего Дома артистов в К о ­ лодезном переулке, 9, кроме самодельных декораций и принесенного из дому рекви­ зита, у молодых актеров не было ничего — ни билетеров, ни уборщиц, ни парикмахера, ни реквизитора, ни портных, ни рабочих сцены; не было даже афиш — мелом на сте­ нах писали краснофакельцы объявления о своем первом спектакле. Это был огромный риск — открываться без рекламы в то время, когда газеты и пестрые афиши шумно, крикливо возвеща­ ли на всю Одессу о гастролях приезжих знаменитостей и местных «любимцев пуб­ лики». В споре*с театральной рутиной, с разнузданной «халтурой» создавался прин­ ципиально новый театральный коллектив «Красный факел». В недоверчивой тишине с трудом затихшего зала впервые раздви­ нул он свой занавес. — Всех нас, присутствовавших в зри­ тельном зале, захватили и покорили прямо- таки через край бьющие искренность, не­ посредственность, какая-то одухотворен­ ность молодых актеров. Но эти свойства, в конце концов; почти всегда присущи мо­ лодости. Здесь же, кроме того, был еще профессионально крепкий, очень слажен­ ный и талантливый актерский ансамбль. И это тоже все оценили по достоинству,— так вспоминает первый спектакль театра его будущий администратор И горь Н е ж ­ ный1. — О том, как мы играли, вспоминать 1 II. Н е ж н ы й . Б ы лое перед гл азам и . М ., 1965, стр. 137—138. трудно,— записал в своем дневнике участ­ ник премьеры Л . Бахромов.— Помню толь­ ко, что мы поплыли в каком-то экстазно­ блаженном чувстве от необычайной сделан­ ности, законченности и, осмелюсь сказать, совершенства нашей игры1. Успех был полный. Зрители восторжен­ но благодарили артистов, постановщика спектакля. «Одесса обогащается одним ин­ тересным начинанием,— отозвалась на премь­ еру местная газета.— Н уж н о признать, что постановка «Красным факелом» «Зе­ леного кольца» показала, что у молодого театра есть живая, трепетная душа»2. Итак, родился новый театр. Что за веру исповедовал он? К какому театральному направлению отнести этот молодежный кол­ лектив, рожденный в бурные годы Граж - данской? Почему среди бесчисленного ко­ личества собратьев «Красный факел» одним из немногих проявил жизнестойкость и со­ хранил вплоть до наших дней романтиче­ ское название, традиции? Да полно, сохра­ нил ли? Может быть, лишь по недоразу­ мению Новосибирский «Красный факел» но­ сит имя одесской студии? Обо всем этом спорили и спорят. Ответ на эти вопросы — история театра. Когда еще не отгремели залпы гражданской В 1918— 1920 годах в Одессе существо­ вала частная театральная студия. Р уково­ дили ею актер А. И. Аркадьев и театраль­ ный критик, постоянный сотрудник одес­ ских газет В. Я. Лоренцо. Студийцы особенно ценили стремление Лоренцо познакомить своих воспитанников 1 Рукописны й ж урнал «Красный ф акел» , 1923, № 1, стр. 5. 2 «Л етопись театра»* Личны й архив В. К. Т а­ ти щ ева, стр. 13.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2