Сибирские огни, 1968, №8
Токио быстро. Одна из главных причин это г о — дисциплинированность населения: на красный свет не идут, хотя бы улица была пуста. В Токио много трамваев, автобусов, так си; на окраинах города к ним прибавляют ся и троллейбусы. Главная же рабочая ло шадь в центре — метро: прямо с тротуаров, под невысокими металлическими навесами, начинаются ведущие вниз каменные ступе ни. Туннели мелкого заложения, местами поезд выскакивает на поверхность. Конди ционированного воздуха — этого спасителя от банной токийской жары — в метро нет; на потолках вагонов укреплены огромные вентиляторы, но они мало помогают. К кон цу. дня внизу непереносимо жарко и душно. Линии метро — их четыре или пять — кое-где пересекаются. Каждая линия имеет свой цвет, в который окрашены вагоны и указатели в подземных переходах. Это удоб но. Удобно и то, что в подземельях метро есть общественные уборные. Удобны поруч ни для стоящих пассажиров укрепленные на палке под потолком; в бвободном состоя нии Они автоматически отклоняются к стен ке вагона, не задевая голов людей. Характерны для Токио эстакады, соору женные над улицами. Они тянутся на 2— 3 километра, иногда ныряют под землю, пре вращаясь в длинные туннели. Очень резок контраст между оформлени ем улиц и видом заполняющих их челове ческих толп. Я уже говорил, что рекламы лезут в глаза! В Гинзе, этом сверхъестест венном средоточии всего, что может быть продано, рекламы приобретают характер целых сооружений — то это многометровая башня, то гигантский шар с вращающимся вокруг него кольцом; перед фирменным магазином Сони (электроника, радиотехни ка, телевидение) выставлен большой стек лянный аквариум, в котором плавают рыбы и красуются... три телевизора. Ночью рекламы светятся. Бегающие, ми гающие, вспыхивающие, крутящиеся цвет ные огни, змейки, стрелы, бегущие волны, квадраты /треугольники — десятки комбина ций любого цвета. С высоты шестого этажа глухой стены огромная электрическая сова подмигивает прохожим, закрывая то один, то другой глаз! Медленно поворачивается бело-красное кОльцо Вокруг сияющего бе лого ребристого шара. Исступление, оргия разноцветного и ежесекундно меняющегося света. Утомительная, но запоминающаяся. Говорят, более яркая и вызывающая, чем на Бродвее. А внизу, на тротуарах, до удивления од нообразные людские толпы. У подавляюще го большинства мужчин белые рубашки с короткими рукавами, заправленные в тем ные брюки. Женщины также часто в черно белом: белая блузка, черная юбка; однако нередко и в платьях. Кимоно носят немно гие, вряд ли больше десятой части жителей. Головными уборами почти не пользуются, что еще больше подчеркивает однообразие толпы — ведь все брюнеты, исключений нет. С утра до поздней ночи текут по тротуа рам эти, словно в форму обрядившиеся ак куратные людские потоки. На улицах не видно людей в грязной одежде. Рабочие все в комбинезонах; на стройке, в гараже грязный или замасленный комбинезон — обычное явление, но его снимают по окон чании работы. Аккуратны и чисты люди. Чисты улицы. Огромное движение, толпы народа, масса овощных и фруктовых магазинов и лавок, столь щедрых на отбросы, а улицы чисты. Порой я затруднялся — куда девать оку рок? Урны попадаются редко, но мусора под ногами нет. Самое сильное впечатление от чистоты мы получили на всемирно известном Токий ском рыбном рынке. Крытые железобетон ные его помещения занимают обширную площадь по берегу Токийского залива Еженощно сюда приходят со всех морей японские рыбачьи суда, в пять часов утра вы гружают улов и продают его оптовым торговцам. Если ночная Гинза — оргия цветного света, то рынок — оргия морской живности. Сотни туш могучих тунцов, ря дами лежащие у причалов акулы, макрель; штабеля ящиков с селедкой, кефалью, ло сосевыми и многими неизвестными нам по родами рыб; багровые осьминоги, кальма ры, креветки, мохнатые большеногие крабы, устрицы; икра красная, серая, зеленоватая, икра свежая, соленая, высушенная; морские водоросли. Все, что лежит в ящиках, до верху набито льдом. Тысячи людей работают на рынке. Рыбу здесь сортируют, потрошат, частью превра щают в полуфабрикат, отсюда она посту пает в розничную торговлю, в рестораны, закусочные. Душным августовским утром бродили мы вчетвером по рынку. Здесь нигде не было ни грязи, ни единого отброса — гни ющей селедочной головы или раздавленной устрицы; здесь пахло только морской све жестью и свежей рыбой, без всякой при меси тошнотных летних запахов рыбного магазина; и здесь не было... мух. Повидав шие разное во всевозможных поездках, мы, четверо геологов, обсуждали это диво: черт их знает, этих японцев, как они умудряют ся, чтобы на таком рынке не было мух? Невероятно! Но мух не было... Очень большое внимание обращают в Японии на удобства и облегчение быта. В Токио бесчисленное количество магазинов и лавок (говорят, чуть ли не миллион). Некоторые торгуют до глубокой ночи, до часу-двух (универмаги закрываются в пять- шесть часов дня). Даже в крупнейших уни вермагах не надо ходить в кассу: это де лает продавец. Крупные фирменные магазины — это, в буквальном смысле, храмы торговли. В ма газине Сони, например, через каждые 5— 6 ступенек попадаешь на площадку, запол ненную телевизорами, фото и кинокамера ми, увешанную цветными фотографиями. Так — на всю высоту торговой части мага-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2