Сибирские огни, 1968, №8

б а е т с я с р а з у же, дру гому погодя. Я не Игор ь Углич. Н е з а гор елый с ч а ­ стливчик в клетчатой рубахе. И мой отец был простым бухгалтером ... л еж и т в братской могиле под Вязьмой... Он не был ученым с мировым именем... И мне пробива ться в сто р а з труднее, чем Игорю Углийу. Но придет мое время, и я с тану таким же, к ак Игорь: свободно и не за ви си ­ мо буду ка т а т ь с я из конца в конец нашей страны , а потом — и по всему миру. Он мне с к а з а л , что снимает только т акие сюжеты , «которые соот­ в етствуют его в з г л я д ам на кино». Видали!.. Я внимательно сл ежу за его р або т ами : камч а тс ки е вулканы , б еломорские рыбаки , наш б ал е т в Ав ­ с тралии , подготовка к олимпи аде в Мехико, древние города Ближне го Востока... Кто о т к аж е т с я от таких «в зглядов»? Р а зум е е т с я , к аж д ом у понятно, что Угличу — к ак б-ы ни был он ве­ л и к — тож е нелегко пробив а т ься со своими пл анами сквозь заслоны ки­ ночиновников; пока в Комитете утвердят творческую з а я в к у — семь по­ тов с тебя сойдет... Но все-таки мне до Углича еще далеко!.. И з н а к ом ­ ства у него, конечно, добрые, и у в аж ени е к нему большое, и с амо имя его з н ам е ни то е '— это все капи т ал , бесценный капитал! Неуютная , прос торная кровать. Ж е с т ь громыха ет за окном. В но­ мере темно. А мне вдруг при вид ел а с ь та б ел а я ночь на Неве, возле ра зв еденно ­ го моста... Ж е л т о е небо над Пе тропавловкой ... И за горелый парень в клетчатой рубахе, с «Аррифлексом» в руках. Он облокотился на гранит ­ ный п ар ап е т и снимал темные б а рж и , медленно пол зущие против тече­ ния, к Ладо ге ... Мы р а зговорились, познакомились: «Углич»,— н а зв ал он себя небрежно, п ож им а я мне руку. А потом долго бродили по н а б е ­ режной , сидели в Л е тн ем с аду и говорили, говорили, говорили... Он, ко­ нечно, уж е д авн о з а бы л об этом... А ведь мы, наверное, могли бы под­ ружиться... Д о в о л ьн о воспоминаний. З а йм ем с я д елом . Сейчас главное — сце ­ нарный план. Только придума т ь его — и дело ср а зу ж е пойдет как но маслу. П р а в д а , в телевидении у меня сколько ра з бывало , что снимали без всякого плана . Но то телевидение, а то на с т о ящ е е кино! И потом я ведь этого Андрея Л ьв о вич а совсем не зн^ю. А вдруг он с ейчас явится ко мне и с к аж е т : «Уж т ак и быть, я не прошу у вас р а с ­ к адро в ки по фильму, но сценарный план немедленно представьте, иначе снима т ь не буду; я д о лж е н з н а т ь замы с ел фильма , его стилевое решение, и, кроме того, о ра сходе пленки д ум а т ь надо,..». Мож е т он т а к с к а з а т ь ? Може т . Конечно, с другой стороны... Но ведь мы с ним зна к омы всего не сколько часов. Он д а ж е отчество мое не запомнил , и н а зы в а е т — «С е р ­ гей Егоров». Ит ак , сценарный план... Ч тобы гут придума т ь такое -эдакое ? .. Ко ­ нечно, можно с д ел а т ь простенько: митинг на вокзале , торжественное о т ­ крытие, концерт, чья-нибудь приветственная речь, какой -нибудь дитено- чек с цветами и — «до новых встреч!» Можно и так. Но Сомов от меня ж д е т другого! «Лыжн и к , зе в ающий во время крос с а» ,— вот он чего ждет. Какой бы такой фокус изобрести? Это на зы в а е т с я «сюжетный ход», то есть придумыв а е т ся крючок оригинальный, на который цепляется все, что снято. Сценарный план — сюжетный ход... Сюже тный ход — с ц е н а р ­ ный план... А что, если вот т а к сдел ать: д евуш к а -а р т и с т к а пишет письмо м ам е и р а с с к а зы в а е т , что происходит вокруг нее в этом Шахтерске. М ожн о так, а?.. Можно-то можно... Но ведь это фильм о том, что а р т и с ­ ты ш ах т ер ам пок а зали , а не о том, что они сами увидели... Конечно, ко­ нечно, жи зн ь угольного бас с ейн а тож е надо пок а за ть , и тут т а к а я д евчон ­ ка был а бы очень кстати... Нет, т ак не пойдет. Н а д о иначе... К а к иначе?.. А ну-ка, по порядку : с н а ч а л а отбросим все, что уж е бы в ал о на э к р ан ах . •И

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2