Сибирские огни, 1968, №8
книги, поступающие в «Союзпечать» или магазины рыбкоопа! Жаль, что книг присылают еще мало вато. В 1925 году Фрейберг мечтал устано вить небольшую радиостанцию на о. Мед ном для связи между островами и общения с внешним миром. Ныне все жители района слушают ра дио, а между двумя островами идут ожив ленные переговоры по радиотелефону. В Никольском действует АТС, телеграммы принимает буквопечатающая аппаратура. Поступает новое оборудование, которое позволит островитянам в недалеком буду щем связываться по телефону со всеми районами Камчатки и городами Большой земли. В наследие от дореволюционного времени алеутам достались, болезни, спутники посто янных простуд и недоедания — ревматизм, туберкулез, цинга. И х нельзя было ликви дировать в один год. По официальным данным, с августа 1923 года по август 1925 года на о. Берин га родилось 10 человек, а умерло 18, из них 7 детей. Работавшие в то время фельд шеры, при всей их самоотверженности, не могли в корне изменить положение. Еще в 1944 году был зарегистрирован 161 боль ной туберкулезом. В 1963 году на учете оставалось 8 больных, из них к настоящему времени четверо окончательно вылечились, а новых заболеваний туберкулезом с тех пор не отмечалось. Исчезла и цинга, резко пошли на убыль другие опасные недуги. Заслуга медицинских работников здесь несомненна. В районе теперь работают квалифицированные врачи, в их руках сов ременные средства против многих болезней, строится новый больничный городок. Но не менее действенное лекарство — хорошее, полноценное питание, здоровые бытовые условия жизни людей. Не так давно райкому и райисполкому пришлось разбирать необычную жалобу: — Не можем реализовать молоко! Куда я его должен девать? — горячился предсе датель рыбкоопа Исаенко. Мы ему посоветовали организовать пе реработку молока на сливки, творог, так что проблема вскоре была решена. И вспомнились другие жалобы — на не достаток питания, когда на острова заво зили сгущенное молоко да и то лишь для детей. Теперь у нас своя молочная ферма, где надаивают в год в среднем до 5 тысяч ки лограммов молока от каждой коровы. М ного ли найдется таких ферм на Даль нем Востоке, в Сибири да и вообще в стране? Молодняк нашего скота охотно покупа ют многие хозяйства Камчатки. Сушеные овощи в магазинах почти не пользуются спросом. Есть свежий карто фель, капуста, помидоры, огурцы, есть и яблоки. Пока что все это привозное, но энтузи асты уже доказали, что картофель на К о мандорах расти может, неплохо себя чув ствуют редис, репа, лук-батун, укроп. На зверокомбинате появился свой специа лист — агроном, намерения у него вполне серьезные. Ну, а мясо, рыба — и вовсе не проблема для наших промысловиков. Раз уже речь зашла о торговле, не могу не привести некоторые цифры. Сейчас на Командорах продается това ров относительно больше, чем в любом другом районе Камчатки. Почти тысяча рублей на душу населения — вот сколько тратят ежегодно жители островов в наших магазинах. По сравнению с 1958 годом вдвое уве личилась продажа меховых и трикотажных изделий, в полтора раза — радиотоваров и книг, в 10 раз — мотоциклов. Основная претензия островитян к работ никам торговли: мало завозят на Коман доры стиральных машин, пылесосов, холо дильников (здесь они тоже нуж ны !) В рыб- коопе лежат заявки на легковые автомо били. В старое время на островах не было учителей, но были попы, которые и учили ребятишек' по собственной программе, глав ным образом, закону божьему. В первые годы Советской власти Кам чатский губоно прислал на о. Беринга од ного учителя. На о. Медном занятия з школе вели работники администрации. Кроме обычных предметов, преподавали труд. Моторист Гребзде учил детей сле сарничать, столярное дело вел старый про мысловик Семен Иванович Аксенов. Де вочки осваивали рукоделие. Одновременно учили взрослых. Главные 1 предметы: русский язык, арифметика, гео графия, политграмота, мироздание, ги гиена. К началу сороковых годов в школе бы ло уже четыре небольших класса с пятью учителями и 42 учениками. Сейчас в районе две школы, около д вух сот учащихся, из них больше половины — дети алеутов, 85 школьников приняты на полное государственное обеспечение. Никольская школа-интернат располага ется в четырех зданиях, имеет мастерские и музыкальный класс. В школе просторно, занятия проходят в одну смену. В одной этой школе 25 учителей и вос питателей. В первые же годы Советской власти на островах появились культурно-просвети тельные учреждения — клубы, библиотеки. Был создан танцевальный коллектив, ста вились небольшие пьесы. Правда, книг тогда было мало, поэто му Редько убедительно просил: «Было бы важно пополнить ее (библиотеку), выслав достаточное количество литературы, подо бранной к уровню развития и потребностям местного населения и отвечающей совре менным требованиям. Книги нужны как политического, так и научного, беллетри
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2