Сибирские огни, 1968, №8

книги, поступающие в «Союзпечать» или магазины рыбкоопа! Жаль, что книг присылают еще мало­ вато. В 1925 году Фрейберг мечтал устано­ вить небольшую радиостанцию на о. Мед­ ном для связи между островами и общения с внешним миром. Ныне все жители района слушают ра­ дио, а между двумя островами идут ожив­ ленные переговоры по радиотелефону. В Никольском действует АТС, телеграммы принимает буквопечатающая аппаратура. Поступает новое оборудование, которое позволит островитянам в недалеком буду­ щем связываться по телефону со всеми районами Камчатки и городами Большой земли. В наследие от дореволюционного времени алеутам достались, болезни, спутники посто­ янных простуд и недоедания — ревматизм, туберкулез, цинга. И х нельзя было ликви­ дировать в один год. По официальным данным, с августа 1923 года по август 1925 года на о. Берин­ га родилось 10 человек, а умерло 18, из них 7 детей. Работавшие в то время фельд­ шеры, при всей их самоотверженности, не могли в корне изменить положение. Еще в 1944 году был зарегистрирован 161 боль­ ной туберкулезом. В 1963 году на учете оставалось 8 больных, из них к настоящему времени четверо окончательно вылечились, а новых заболеваний туберкулезом с тех пор не отмечалось. Исчезла и цинга, резко пошли на убыль другие опасные недуги. Заслуга медицинских работников здесь несомненна. В районе теперь работают квалифицированные врачи, в их руках сов­ ременные средства против многих болезней, строится новый больничный городок. Но не менее действенное лекарство — хорошее, полноценное питание, здоровые бытовые условия жизни людей. Не так давно райкому и райисполкому пришлось разбирать необычную жалобу: — Не можем реализовать молоко! Куда я его должен девать? — горячился предсе­ датель рыбкоопа Исаенко. Мы ему посоветовали организовать пе­ реработку молока на сливки, творог, так что проблема вскоре была решена. И вспомнились другие жалобы — на не­ достаток питания, когда на острова заво­ зили сгущенное молоко да и то лишь для детей. Теперь у нас своя молочная ферма, где надаивают в год в среднем до 5 тысяч ки­ лограммов молока от каждой коровы. М ного ли найдется таких ферм на Даль­ нем Востоке, в Сибири да и вообще в стране? Молодняк нашего скота охотно покупа­ ют многие хозяйства Камчатки. Сушеные овощи в магазинах почти не пользуются спросом. Есть свежий карто­ фель, капуста, помидоры, огурцы, есть и яблоки. Пока что все это привозное, но энтузи­ асты уже доказали, что картофель на К о­ мандорах расти может, неплохо себя чув­ ствуют редис, репа, лук-батун, укроп. На зверокомбинате появился свой специа­ лист — агроном, намерения у него вполне серьезные. Ну, а мясо, рыба — и вовсе не проблема для наших промысловиков. Раз уже речь зашла о торговле, не могу не привести некоторые цифры. Сейчас на Командорах продается това­ ров относительно больше, чем в любом другом районе Камчатки. Почти тысяча рублей на душу населения — вот сколько тратят ежегодно жители островов в наших магазинах. По сравнению с 1958 годом вдвое уве­ личилась продажа меховых и трикотажных изделий, в полтора раза — радиотоваров и книг, в 10 раз — мотоциклов. Основная претензия островитян к работ­ никам торговли: мало завозят на Коман­ доры стиральных машин, пылесосов, холо­ дильников (здесь они тоже нуж ны !) В рыб- коопе лежат заявки на легковые автомо­ били. В старое время на островах не было учителей, но были попы, которые и учили ребятишек' по собственной программе, глав­ ным образом, закону божьему. В первые годы Советской власти Кам ­ чатский губоно прислал на о. Беринга од­ ного учителя. На о. Медном занятия з школе вели работники администрации. Кроме обычных предметов, преподавали труд. Моторист Гребзде учил детей сле­ сарничать, столярное дело вел старый про­ мысловик Семен Иванович Аксенов. Де­ вочки осваивали рукоделие. Одновременно учили взрослых. Главные 1 предметы: русский язык, арифметика, гео­ графия, политграмота, мироздание, ги­ гиена. К началу сороковых годов в школе бы­ ло уже четыре небольших класса с пятью учителями и 42 учениками. Сейчас в районе две школы, около д вух­ сот учащихся, из них больше половины — дети алеутов, 85 школьников приняты на полное государственное обеспечение. Никольская школа-интернат располага­ ется в четырех зданиях, имеет мастерские и музыкальный класс. В школе просторно, занятия проходят в одну смену. В одной этой школе 25 учителей и вос­ питателей. В первые же годы Советской власти на островах появились культурно-просвети­ тельные учреждения — клубы, библиотеки. Был создан танцевальный коллектив, ста­ вились небольшие пьесы. Правда, книг тогда было мало, поэто­ му Редько убедительно просил: «Было бы важно пополнить ее (библиотеку), выслав достаточное количество литературы, подо­ бранной к уровню развития и потребностям местного населения и отвечающей совре­ менным требованиям. Книги нужны как политического, так и научного, беллетри

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2