Сибирские огни, 1968, №8

устраивали 4— 6 раз за все лето: ждали, когда их соберется побольше. Но в плохую погоду котики раньше срока уходили в море, либо от долгого лежания на берегу начинали интенсивно линять. Тогда возник­ ла идея — отгонять и бить котика чаще. Промысловики встретили это предложение настороженно. Старейший охотник Иван Федорович Скрипников уверял: зверя нужно брать большими партиями, потому что вто­ рой раз он на то же лежбище не выйдет. Опыт рассеял все опасения. В 1964 году на о. Медном было сделано 24 отгона, и оказалось, что это очень выгодно. Во-пер­ вых, небольшую партию шкурок можно тщательно обработать, сдать их высокими сортами. Во-вторых, частые отгоны позво­ лили брать больше промыслового зверя. И, в-третьих, облегчился труд забойщиков и обработчиков. Да сколько разных предрассудков при­ ходилось преодолевать! Не так уж давно считалось, что нельзя метить зверя, от него-ле уходят сородичи и сокращается стадо; на лежбище котиков нельзя было выйти в кожаной обуви; не пускали и курящих. Женщин — тоже. Если в шлюпку, предназначенную для охоты на калана, садилась женщина — шлюпку сроч­ но перекрашивали. И если женщина пере­ шагивала через сеть для ловли калана — сеть немедленно сжигали... Сейчас это только смешно. Кстати, о калане. Это морская выдра с очень ценным мехом, которую здесь назы­ вают бобром. До революции калан был почти полностью уничтожен. На о. Беринга его не стало совсем, а на Медном зверь скрывался в малодоступном месте — у Боб­ ровых Камней, на северной оконечности острова. Стадо насчитывало сто с неболь­ шим голов. Охота на калана запрещена с 1925 года, и теперь он появился на обоих островах. Видимо, недалеко то время, когда промысел на него возобновится. Но вернемся к дням1 сегодняшним. Экономическая выгода от всех нововве­ дений в промысловом деле очевидна. Ес­ ли в 1959 году за шкурку кбтика выплачи­ валось в среднем 13 рублей 80 копеек, то нынешняя заготовительная цена перевалила за сорок рублей. Так выросло качество. Ученые дают обнадеживающие прогнозы роста котикового стада. Значит, увеличит­ ся и добыча, повысится рентабельность зве- рокомбината. Все это радует. Но для нас не менее важны перемены в жизни и быте самих промысловиков. Разнообразная техника пришла на острова. Рядом с лежбищами снуют везде­ ходы (к ним уже привыкли котики: ухом не ведут), в прибрежных водах — катера, сейнеры. — Вот настала жизнь! Сиди да покреп­ че держись,— смеясь, говорил мне старый охотник Апполинарий Игнатьевич Бада­ ев.— Раньше, бывало, пешком да пешком: ой-ой-ой, сколько исходишь... На Медном до лежбищ добирались по скалам, еле заметными тропками, где впору тренироваться альпинистам. Разнообразные мелкие приспособле­ н и я — клещи, особые ножи, навои и пр.'— • значительно облегчили труд нынешних об­ работчиков, хотя тут еще есть над чем по­ думать нашим рационализаторам. На одном из своих заседаний Совет на­ родного музея вынес решение сделать ма­ кет землянки — жилища алеута в прошлом. Единственная трудность — нет оригинала. Приходится восстанавливать ее устройство по рассказам старожилов. Сохранилось еще несколько американских домиков с остры­ ми, высокими крышами. На смену им приходят благоустроенные дома со всеми коммунальными удобствами. Собираясь на Командоры, любители эк­ зотики рассчитывают увидеть юрты или ч у­ мы, а перед ними открывается обычное село с водопроводом и центральным отоп­ лением во многих уже домах, со своими новостройками. Как и в любом райцентре, приезжий найдет в Никольском Дом куль­ туры и библиотеку, больницу, школу-интер­ нат, детский сад и ясли, пекарню и мага­ зины, склады и мастерские. Об островном транспорте я уже вскользь упоминал. Когда-то ездили исключительно на собаках, позже появились лошади (да­ же привозили ишаков), один раз в год приходил пароход. В это трудно поверить сейчас, когда одновременно видишь в бух­ те 4— 5 пароходов, еженедельно прилетают самолеты. Каждая организация имеет свои транспортные средства — тракторы или ав­ томашины. Песцы уже не боятся мчащего­ ся по тундре мотоциклиста. До революции сообщение между остро­ вами поддерживалось только на шлюпках. В 1917 году на остров Медный был достав­ лен моторный катер «Сивуч». На нем рабо­ тал моторист Гребзде, о котором до сих пор с уважением вспоминают местные ж и ­ тели. До 1925 года катер ни разу не был в ремонте: не было ни средств, ни запас­ ных частей. Катер часто останавливался в открытом море, отдаваясь на милость вет­ ра и волн. «Лишь благодаря опытности и смелости моториста т.' Гребзде,— пишет Редько,— ка­ тер смог выполнить работу по обслужи­ ванию островов». Сейчас зверокомбинат имеет свой флот: два сейнера, катер, две самоходные баржи, три плашкоута. Доставка почты перестала быть пробле­ мой. Вместе с письмами и посылками при­ ходят солидные кипы газет, журналов, книг. Из года в год растет подписка на пе­ риодическую печать в районе, особенно среди жителей местной коренной нацио­ нальности. В среднем приходится 250 эк­ земпляров на каждые сто человек, включая еще не читающих малышей. А посмотрите, как расхватывают новые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2