Сибирские огни, 1968, №8
устраивали 4— 6 раз за все лето: ждали, когда их соберется побольше. Но в плохую погоду котики раньше срока уходили в море, либо от долгого лежания на берегу начинали интенсивно линять. Тогда возник ла идея — отгонять и бить котика чаще. Промысловики встретили это предложение настороженно. Старейший охотник Иван Федорович Скрипников уверял: зверя нужно брать большими партиями, потому что вто рой раз он на то же лежбище не выйдет. Опыт рассеял все опасения. В 1964 году на о. Медном было сделано 24 отгона, и оказалось, что это очень выгодно. Во-пер вых, небольшую партию шкурок можно тщательно обработать, сдать их высокими сортами. Во-вторых, частые отгоны позво лили брать больше промыслового зверя. И, в-третьих, облегчился труд забойщиков и обработчиков. Да сколько разных предрассудков при ходилось преодолевать! Не так уж давно считалось, что нельзя метить зверя, от него-ле уходят сородичи и сокращается стадо; на лежбище котиков нельзя было выйти в кожаной обуви; не пускали и курящих. Женщин — тоже. Если в шлюпку, предназначенную для охоты на калана, садилась женщина — шлюпку сроч но перекрашивали. И если женщина пере шагивала через сеть для ловли калана — сеть немедленно сжигали... Сейчас это только смешно. Кстати, о калане. Это морская выдра с очень ценным мехом, которую здесь назы вают бобром. До революции калан был почти полностью уничтожен. На о. Беринга его не стало совсем, а на Медном зверь скрывался в малодоступном месте — у Боб ровых Камней, на северной оконечности острова. Стадо насчитывало сто с неболь шим голов. Охота на калана запрещена с 1925 года, и теперь он появился на обоих островах. Видимо, недалеко то время, когда промысел на него возобновится. Но вернемся к дням1 сегодняшним. Экономическая выгода от всех нововве дений в промысловом деле очевидна. Ес ли в 1959 году за шкурку кбтика выплачи валось в среднем 13 рублей 80 копеек, то нынешняя заготовительная цена перевалила за сорок рублей. Так выросло качество. Ученые дают обнадеживающие прогнозы роста котикового стада. Значит, увеличит ся и добыча, повысится рентабельность зве- рокомбината. Все это радует. Но для нас не менее важны перемены в жизни и быте самих промысловиков. Разнообразная техника пришла на острова. Рядом с лежбищами снуют везде ходы (к ним уже привыкли котики: ухом не ведут), в прибрежных водах — катера, сейнеры. — Вот настала жизнь! Сиди да покреп че держись,— смеясь, говорил мне старый охотник Апполинарий Игнатьевич Бада ев.— Раньше, бывало, пешком да пешком: ой-ой-ой, сколько исходишь... На Медном до лежбищ добирались по скалам, еле заметными тропками, где впору тренироваться альпинистам. Разнообразные мелкие приспособле н и я — клещи, особые ножи, навои и пр.'— • значительно облегчили труд нынешних об работчиков, хотя тут еще есть над чем по думать нашим рационализаторам. На одном из своих заседаний Совет на родного музея вынес решение сделать ма кет землянки — жилища алеута в прошлом. Единственная трудность — нет оригинала. Приходится восстанавливать ее устройство по рассказам старожилов. Сохранилось еще несколько американских домиков с остры ми, высокими крышами. На смену им приходят благоустроенные дома со всеми коммунальными удобствами. Собираясь на Командоры, любители эк зотики рассчитывают увидеть юрты или ч у мы, а перед ними открывается обычное село с водопроводом и центральным отоп лением во многих уже домах, со своими новостройками. Как и в любом райцентре, приезжий найдет в Никольском Дом куль туры и библиотеку, больницу, школу-интер нат, детский сад и ясли, пекарню и мага зины, склады и мастерские. Об островном транспорте я уже вскользь упоминал. Когда-то ездили исключительно на собаках, позже появились лошади (да же привозили ишаков), один раз в год приходил пароход. В это трудно поверить сейчас, когда одновременно видишь в бух те 4— 5 пароходов, еженедельно прилетают самолеты. Каждая организация имеет свои транспортные средства — тракторы или ав томашины. Песцы уже не боятся мчащего ся по тундре мотоциклиста. До революции сообщение между остро вами поддерживалось только на шлюпках. В 1917 году на остров Медный был достав лен моторный катер «Сивуч». На нем рабо тал моторист Гребзде, о котором до сих пор с уважением вспоминают местные ж и тели. До 1925 года катер ни разу не был в ремонте: не было ни средств, ни запас ных частей. Катер часто останавливался в открытом море, отдаваясь на милость вет ра и волн. «Лишь благодаря опытности и смелости моториста т.' Гребзде,— пишет Редько,— ка тер смог выполнить работу по обслужи ванию островов». Сейчас зверокомбинат имеет свой флот: два сейнера, катер, две самоходные баржи, три плашкоута. Доставка почты перестала быть пробле мой. Вместе с письмами и посылками при ходят солидные кипы газет, журналов, книг. Из года в год растет подписка на пе риодическую печать в районе, особенно среди жителей местной коренной нацио нальности. В среднем приходится 250 эк земпляров на каждые сто человек, включая еще не читающих малышей. А посмотрите, как расхватывают новые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2