Сибирские огни, 1968, №7

уйду, разумеете»,— ответил уполномочен­ ный,— но заводы на торфе работать не бу­ дут». Настойчивость уполномоченного по­ будила еще раз проверить его выводы. Они полностью подтвердились». А если на месте уполномоченного Гос­ плана был бы вполне дисциплинированный, но менее порядочный человек? Какие но­ вые беды прибавились бы тогда только от того, что еще один сотрудник аппарата предпочел бы компромисс принципиаль­ ности? Интересно, что возможность явных ком­ промиссов признается академиком Барми­ ным. «Предоставим дипломатам и военным разговор на языке уравновешенных сил,— замечает он после своей победы.— Они должны договориться о мире, поняв, что война уничтожит планету. Война без побе­ дителя». Но если явный компромисс мо­ жет быть допущен, а может быть и необ­ ходим, то тайные компромиссы, по нашим моральным нормам, недопустимы и невоз­ можны. Они всегда источник бедствий как для коллектива, так и для индивидуума. «Кто однажды вывихнул ногу, тот всю жизнь слегка прихрамывает»,— говорит один из персонажей пьесы молодого дра­ матурга А. Вампилова «Прощание в июне». В этом ироническом афоризме хорошо вы­ ражено сознание губительности компромис­ са, его способности искривлять и ломать души, становиться причиной душевного вывиха. Интересно отметить, что А. Вампилов, как и В. .Тур, поставил своего героя сту­ дента Колесова в достаточно эксперимен­ тальную ситуацию. С одной стороны, Ко­ лесов влюблен в дочь ректора университе­ та. С другой — выброшен из университета этим самым ректором, да еще в канун выпуска. Ректор-отец предлагает Колесову сделку: получить диплом, но зато оставить дочь в покое. Колесов чуть было не дрог­ нул, но вовремя остановился и разорвал уже полученный диплом. Он не может ку­ пить ни житейское благополучие, ни путь в науку ценой отказа от любви. Как тут не вспомнить такой примеча­ тельный диалог из «Затейника» В. Розова? «Г а л и н а. Если бы тебе запретили же­ ниться на Тамаре, что бы ты стал делать? Э д у а р д . Выкрутился бы... Г а л и н а . Сказали бы: посадим в тюрь­ му, если женишься? Э д у а р д . У-у, какая жуть!.. Честное слово, понятия не имею... Ну, бежал бы в леса й сделался бы разбойником... Ты к чему это? Г а л и н а . Просто интересуюсь, на что способен современный влюбленный моло­ дой человек. Э д у а р д . Конечно, за других трудно говорить, но лично я, честное слово, спо­ собен на все...» Эдуарду Беляеву, наиболее молодому из наших «антикомпромиссных» героев, сама мысль о возможности компромисса не толь­ ко ненавистна, но попросту не понятна. И он не только говорит об этом, но и соответственно поступает. Когда мать за­ пирает в сейф его паспорт, чтобы не дать, ему возможности отправиться в загс, он взламывает эту «железную гробину». По­ том признается матери: «...я испытывал от­ вратительнейшее чувство — унизительное » подлое». Но как бы то ни было — не от­ ступил. Стоит вчитаться в наш моральный ко­ декс, ибо двадцатилетний Эдуард вырос уже в то время, когда нравственная атмо­ сфера определялась именно его нормами. Нельзя не заметить, что основные принци­ пы кодекса характеризуются словами, имею­ щими совершенно определенное содержа­ ние, которое даже в чисто эмоциональном смысле следует определить как бескомпро­ миссное. Кодекс требует преданности коммуниз­ му, честности и правдивости, высокого соз­ нания общественного долга, нетерпимости и непримиримости к враждебным явлениям. Слово «непримиримость» повторяется -даже дважды. Не удивительно, что образы, род­ ственные Колесову и Эдуарду, составляют самую сердцевину современной молодой драматургии. У Е. Каплинской в пьесе «Метро — моя остановка» люди словно соревнуются меж­ ду собой в непримиримости, в неприятии любых компромиссов. Главный конструк­ тор Коротков отвергает их в больших де­ лах, у себя на заводе, Ира и Гоша сбра­ сывают их бремя в личных отношениях,, продавщица Оля попадает под увольнение, но отказывает вымогателю-экспедитору все­ го-навсего в рублевке. И все это заверша­ ется историей старого комсомольца Геор­ гия, потерявшего на войне ногу, но не сми­ рившегося, не пожелавшего спокойно ле­ жать. в постели под крылышком заботли­ вой жены, а вновь вернувшегося в строй. Очень примечателен и такой литера­ турный факт: одновременно с «Прощани­ ем в июне» Вампилова журнал «Театр» опубликовал еще три пьесы молодых литераторов. Первая из них «Не забывай меня, солн­ це» А. Абдуллина — драматическая поэма о Сергее Чекмареве. Разве не характерен уже сам выбор героя? Разве в этом обра­ щении к истории не очевиден пафос со­ временности? В пьесе Сергей Чекмарев не склоняет головы ни перед кулацким терро­ ром, ни перед угрозами районных вельмож, не покидает трудной и опасной борьбы в- степи даже ради безбедного проживания в столице с любимой девушкой. А рядом драма А. Бархоленко «Обу- ховке нужны чудаки», и герой этой пьесы молодой врач Валентин, бросивший аспи­ рантуру и уехавший в глухое село, воспри­ нимается как прямой наследник Сергея Чекмарева. И, наконец, замыкает этот ряд пьес драма «Вызов богам», к которой белорус­ ский писатель А. Делендик избрал эпигра­ фом слова Адама Мицкевича:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2