Сибирские огни, 1968, №7
уйду, разумеете»,— ответил уполномочен ный,— но заводы на торфе работать не бу дут». Настойчивость уполномоченного по будила еще раз проверить его выводы. Они полностью подтвердились». А если на месте уполномоченного Гос плана был бы вполне дисциплинированный, но менее порядочный человек? Какие но вые беды прибавились бы тогда только от того, что еще один сотрудник аппарата предпочел бы компромисс принципиаль ности? Интересно, что возможность явных ком промиссов признается академиком Барми ным. «Предоставим дипломатам и военным разговор на языке уравновешенных сил,— замечает он после своей победы.— Они должны договориться о мире, поняв, что война уничтожит планету. Война без побе дителя». Но если явный компромисс мо жет быть допущен, а может быть и необ ходим, то тайные компромиссы, по нашим моральным нормам, недопустимы и невоз можны. Они всегда источник бедствий как для коллектива, так и для индивидуума. «Кто однажды вывихнул ногу, тот всю жизнь слегка прихрамывает»,— говорит один из персонажей пьесы молодого дра матурга А. Вампилова «Прощание в июне». В этом ироническом афоризме хорошо вы ражено сознание губительности компромис са, его способности искривлять и ломать души, становиться причиной душевного вывиха. Интересно отметить, что А. Вампилов, как и В. .Тур, поставил своего героя сту дента Колесова в достаточно эксперимен тальную ситуацию. С одной стороны, Ко лесов влюблен в дочь ректора университе та. С другой — выброшен из университета этим самым ректором, да еще в канун выпуска. Ректор-отец предлагает Колесову сделку: получить диплом, но зато оставить дочь в покое. Колесов чуть было не дрог нул, но вовремя остановился и разорвал уже полученный диплом. Он не может ку пить ни житейское благополучие, ни путь в науку ценой отказа от любви. Как тут не вспомнить такой примеча тельный диалог из «Затейника» В. Розова? «Г а л и н а. Если бы тебе запретили же ниться на Тамаре, что бы ты стал делать? Э д у а р д . Выкрутился бы... Г а л и н а . Сказали бы: посадим в тюрь му, если женишься? Э д у а р д . У-у, какая жуть!.. Честное слово, понятия не имею... Ну, бежал бы в леса й сделался бы разбойником... Ты к чему это? Г а л и н а . Просто интересуюсь, на что способен современный влюбленный моло дой человек. Э д у а р д . Конечно, за других трудно говорить, но лично я, честное слово, спо собен на все...» Эдуарду Беляеву, наиболее молодому из наших «антикомпромиссных» героев, сама мысль о возможности компромисса не толь ко ненавистна, но попросту не понятна. И он не только говорит об этом, но и соответственно поступает. Когда мать за пирает в сейф его паспорт, чтобы не дать, ему возможности отправиться в загс, он взламывает эту «железную гробину». По том признается матери: «...я испытывал от вратительнейшее чувство — унизительное » подлое». Но как бы то ни было — не от ступил. Стоит вчитаться в наш моральный ко декс, ибо двадцатилетний Эдуард вырос уже в то время, когда нравственная атмо сфера определялась именно его нормами. Нельзя не заметить, что основные принци пы кодекса характеризуются словами, имею щими совершенно определенное содержа ние, которое даже в чисто эмоциональном смысле следует определить как бескомпро миссное. Кодекс требует преданности коммуниз му, честности и правдивости, высокого соз нания общественного долга, нетерпимости и непримиримости к враждебным явлениям. Слово «непримиримость» повторяется -даже дважды. Не удивительно, что образы, род ственные Колесову и Эдуарду, составляют самую сердцевину современной молодой драматургии. У Е. Каплинской в пьесе «Метро — моя остановка» люди словно соревнуются меж ду собой в непримиримости, в неприятии любых компромиссов. Главный конструк тор Коротков отвергает их в больших де лах, у себя на заводе, Ира и Гоша сбра сывают их бремя в личных отношениях,, продавщица Оля попадает под увольнение, но отказывает вымогателю-экспедитору все го-навсего в рублевке. И все это заверша ется историей старого комсомольца Геор гия, потерявшего на войне ногу, но не сми рившегося, не пожелавшего спокойно ле жать. в постели под крылышком заботли вой жены, а вновь вернувшегося в строй. Очень примечателен и такой литера турный факт: одновременно с «Прощани ем в июне» Вампилова журнал «Театр» опубликовал еще три пьесы молодых литераторов. Первая из них «Не забывай меня, солн це» А. Абдуллина — драматическая поэма о Сергее Чекмареве. Разве не характерен уже сам выбор героя? Разве в этом обра щении к истории не очевиден пафос со временности? В пьесе Сергей Чекмарев не склоняет головы ни перед кулацким терро ром, ни перед угрозами районных вельмож, не покидает трудной и опасной борьбы в- степи даже ради безбедного проживания в столице с любимой девушкой. А рядом драма А. Бархоленко «Обу- ховке нужны чудаки», и герой этой пьесы молодой врач Валентин, бросивший аспи рантуру и уехавший в глухое село, воспри нимается как прямой наследник Сергея Чекмарева. И, наконец, замыкает этот ряд пьес драма «Вызов богам», к которой белорус ский писатель А. Делендик избрал эпигра фом слова Адама Мицкевича:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2