Сибирские огни, 1968, №7
совой точки зрения. Поэтому понятие поря дочности само по себе достаточно абстракт но, и провозглашение примата порядочно сти над дисциплиной, которую мы все по нимаем конкретно, как партийную и трудо вую дисциплину, есть не что иное, как ут верждение своеволия личности, как уступка абстрактному гуманизму. Так рассуждали критики В. Розова, и они были бы совершенно правы, если, б и впрямь в пьесе шла речь о какой-то абст рактной порядочности Но- речь ведь идет совсем об ином. Нужно сказать, что Розов, коснувшись очень сложного вопроса, не пожелал разъяс нить свою мысль и этим дал повод для кривотолков. Есть, следовательно, явная необходимость прокомментировать внешне крамольные слова Галины. В. И. Ленин писал в «Великом почине», что история до Октября знала «дисципли ну палки» и «дисциплину голода». А «ком мунистическая организация общественного труда... будет держаться на свободной и сознательной дисциплине». Итак, вместо внешнего принуждения — свободное и созна тельное желание, вместо вынужденной не обходимости — внутренняя потребность. Так не очевидно ли, что непорядочный, безнрав ственный человек на такую дисциплину не способен? Если кто-то совершает поступок, потому что считает необходимым подчиниться дик тату чужой воли, и в то же время сам оце нивает свой поступок как неверный, вред ный или фальшивый, то перед нами типич ный приспособленец, которого даже как-то кощунственно называть дисциплинирован ным. В «Исповеди» Арбузова один из иду щих на смерть русских партизан восклица ет: «Ничто не принесло людям столько зла, как слепое повиновение долгу без всякой оглядки на правду». Как очень часто бывает в последнее вре мя, А. Арбузов и В. Розов идут рядом и как бы комментируют друг друга. Слепое по виновение, конечно, так же далеко от сво бодной сознательной дисциплины, как вера в бога — от коммунизма. В утверждении примата дисциплины объективно заложена возможность нравст венного компромисса. Но она так и оста нется возможностью, она никогда не будет реализована, если, единство воли сплачивает дюдей честных, принципиальных, правдивых, ни на какие сделки со своей совестью не способных. Вот о какой порядочности гово рит Галина. И в этом плане она бесспорно права. Что стоит дисциплинированнность людей без чести и совести? Неужели мож но оправдать поступок, совершенный вопре ки убеждениям, ссылкой на дисциплину? Именно Галина всем своим опытом вы страдала понимание недопустимости подоб ного компромисса. Она живет с нелюбимым ею Валентином Селищевым, подчиняясь суп ружескому долгу, живет, иронически гово ря, дисциплинированно, а по существу — фальшиво, скверно, безнравственно. Ее тесть, прокурор, по собственным словам Га лины, «сделавший ее тем, что она есть», от лично видит и понимает фальшь этого бра ка. Ему, видимо, стыдно, и он пытается замаскировать сознание своей вины показ ной бравадой: «Слушай, измени-ка ты разок Вальке... Имеешь полное моральное право..» На ее горькую реплику: «Какую вы ерунду болтаете»,— он отвечает так же горько: «Да, ты порядочная женщина. В этом вся твоя беда». Какой иронией должно отозваться в сердце Галины это слово — порядочная. Ведь вся беда ее именно в том, что она со гласилась на брак, растоптав порядочность, при этом порядочность именно в ее пони мании. Впрочем, и сам прокурор Селищев от нюдь не без иронии оценивает свои былые взгляды на жизнь. Мария Павловна упре кает его, что он слишком легко соглашается на брак племянника: «Когда-то ты был более твердым муж чиной...», А он многозначительно отвечает: «— Думается, именно твердости мне тогда и не хватало. Если бы я был тверд, то я не допустил бы фальши. Разной фаль ши. И уж, конечно, я не разрешал бы себе шантажировать Галину и спасать благо получие сына, принуждая ее ко лжи...» Очень емкий подтекст у этой реплики Алексея Павловича Селищева. Мы можем, проследив за ходом его мысли, легко убе диться в том, к чему ведет повиновение без порядочности. Итак, склонность к такому компромиссу есть следствие нравственной неполноценно сти, следствие недостаточной преданности коммунистическим идеалам. И эти склонно сти стоят нам очень дорого во всех сферах жизни. В своей последней пьесе «Традиционный сбор» В. Розов вновь возвращается к из любленным своим мыслям, вновь отстаи вает, что порядочность, т. е. нравственная цельность, соответствие поступков и убежде ний,— важнейший критерий ценности чело веческой. Агния Шабина заплатила за свою док торскую степень приспособленчеством, от казом от выражения своих истинных взгля дов и чувств. Любящий ее Сергей Усов горько спра шивает: «Как же ты так не состоялась, Аг ния?» А затем разъясняет, что состоявший ся человек — это прежде,всего человек по рядочный. «Уж если по крупному счету,— говорит он,— гбсударству в первую очередь нужны честные люди...» Утверждая эту бесспорную истину в разговоре с литературным критиком Шаби- ной, Усов тем самым напоминает об одной из важнейших задач искусства. Создать образ честного человека, пока зать его в самых разных планах и связях, раскрыть жизненное значение нравственной цельности — прямой долг художников, ко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2