Сибирские огни, 1968, №7
В. И. Ленин не только никогда не отвергал компромиссы, а, наоборот, многократно го ворил об их неизбежности. Еще в начале века, в книге «Что де лать?», он писал: «Бояться временных сою зов хотя бы и с ненадежными людьми мо жет только тот, кто сам на себя не надеет ся» (соч., изд. 4, т. 5„ стр. 334). А через 20 лет, отстаивая новую экономическую по литику, он- говорил о необходимости «отсту пить хотя бы и далеко назад, но в меру, отступить так, чтобы вовремя приостано вить отступление и перейти опять в наступ ление...» (т. 33, стр. 92). Наконец, в специ альной статье «О компромиссах» Ленин д а ет развернутое изложение своей позиции: «...Обычное представление обывателей о большевиках, поддерживаемое клевещу щей на большевиков печатью, состоит в том, что большевики ни на какие компромиссы не согласны, ни е кем, никогда. Такое представление лестно для нас, как партии революционного пролетариата, ибо оно доказывает, что даж е враги вынуждены признать нашу верность основным принци пам социализма и революции. Но надо все же сказать правду: такое представление не соответствует истине. Энгельс был прав, когда в своей критике манифеста бланки- стов-коммунистов (1873 г.) высмеивал их заявление: «никаких компромиссов!» Это фраза, говорил он, ибо компромиссы борю щейся партии часто с неизбежностью навязы ваются обстоятельствами, и нелепо раз на всегда отказаться «принимать уплату долга по частям». Задача истинно революционной партии не в том, чтобы провозгласить не возможным отказ от всяких компромиссов, а в том, чтобы через все компромиссы, по скольку они неизбежны, уметь провести верность своим принципам, своему классу, своей революционной задаче, своему делу подготовки революции и воспитания масс народа к победе в революции...» (т. 25, стр. 282). Итак, компромиссы в политике были на определенных этапах нашей истории необ ходимы и не только не противоречили принципиальности, но были одной из форм ее существования и утверждения. Было бы, наверно, фантастическим чистоплюйством утверждать, что эта ситуация никогда не повторится, что впредь никакой потребно сти в компромиссах у нас не будет. И если сегодня на компромисс ведется такая мас сированная и прицельная атака, то, очевид но, следует понять современные ее причины. Что бросается в глаза во всех процити рованных рассуждениях В. И. Ленина? Во-первых, он трезво и прямо оценива ет вещи. Компромисс он называет компро миссом, не пытаясь выдать порок за добро детель. Во-вторых, он подчеркивает, что компро миссы навязываются обстоятельствами, следовательно, с одной стороны, вызывают ся к жизни исторической необходимостью, с другой — являются следствием какой-то слабости. Наконец, в-третьих^ он всячески акцен тирует временность, недолговечность этой слабости и обязательность ее преодоления. Так ли ведут себя, так ли оценивают свои позиции современные сторонники ком промиссов? Они прежде всего прячутся за хитрую мыслишку об одновременном существова нии в мире двух правд. В пьесе В. Тура «Бой с тенью» эта тео рия практически испытывается. Геолог Ткаченко отклонил проект своего начальника вовсе не по собственной инициа тиве. Тайну золотых залежей ему подарил какой-то странный бродяга по фамилуи Дрягин. Ткаченко досталась чужая слава, присвоить которую никто ему не мешает. В глазах друзей, общественности, ученых он — новатор, дерзко, во вред своей карье ре отбросивший приказы и советы началь ства и этим победивший. О нем так и гово рят: «У Ткаченко родилась блестящая, не обыкновенная по смелости идея». И впере ди — громкая известность, золотой дождь и даже Ленинская премия. На пути Ткаченко к славе есть одно единственное препятствие — его собствен.ная совесть. «В боксе есть такой термин — бой с тенью. Это когда боксер дерется с вообра жаемым противником, то есть с самим со бой. И, поверьте, нет противника труднее». Так Ткаченко объясняет свое положение любимой женщине. Этот бой В. Тур делает для нас явным. Мы имеем возможность подслушать, как мо лодой геолог спорит с самим собой, точ нее — как он оспаривает аргументы некоего журналиста, искушающего его славой. «Ж у р н а л и с т . Хотите вы того или не хотите, но существует ваша слава. И с оп ределенного мгновения она принадлежит уже не вам. Она стала достоянием общест ва, его богатством, его оружием. Т к а ч е н к о (помолчав). Все это здо рово смахивает на ложь... Ж у р н а л и с т . В мире существуют две правды: большая и малая. И подчас следу ет пожертвовать малой во имя большой, всеобщей». Ложная теория двух правд, по сущест ву, провозглашающая господство полуправ ды, предстает нам еще одной стороной — как теоретическая база компромиссов, как обоснование возможности поступать против своей совести. Случай с Ткаченко и Дрягиным приду ман Туром. Это, несомненно, та самая экс периментальная ситуация, которая так ши роко входит в нашу драматургию под влия нием Брехта, но специально поставленный эксперимент позволяет с особенной очевид ностью делать выводы и оценки. Присвоив себе чужую славу, Ткаченко не совершит никаких преступлений перед людьми. Ведь Дрягин, открывая ему секрет, поставил одно условие, чтобы Ткаченко о нем, Дрягине, никому ничего не говорил: «Обо всем, что я вам рассказал,— ни слова! Ни единой живой душе». А слава Ткаченко,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2