Сибирские огни, 1968, №7
матург, поспешая показать страдающим, измученным войной людям хоть краешек того синего, безоблачного неба, которое ждет всех, кто вернется домой. Война еще не была окончена, но люди уже чувствовали ее окончание, и мечта о личном счастье становилась все настойчи вее, все необходимее. Пройдет два-три года, и тема счастья станет одной из центральных в советском искусстве, но первым понял это Симонов. Однако его оперативность нередко шла за счет глубины. Пьеса «Так и будет» так же страдала известной поверхностностью, об- легченностью советов и решений. Симонов заставлял своего героя забыть погибших, вычеркнуть их из памяти, и эта короткая память невольно вызывала ассоциации с малодушием и легкомыслием. Так и хочется сказать: Савельев шел на компромисс, еще не понимая и не чувствуя, что это компро мисс, со всеми нежелательными свойствами и последствиями. Зато Симонов оказался и первым из тех, кто восстал против ком промисса. Правда, это было сделано в пье се, написанной на зарубежном материале. Драма «Четвертый» говорила об ответст венности рядового западного обывателя за судьбы мира. Но как часто бывает в искус стве, проблема оказалась шире, чем тема, и пьеса обличала не только тех рабов ком промисса, которые живут под звездно-поло сатым флагом. В самом деле, «жизнь для себя» стала Его единственной целью (Он — так обезли ченно назван центральный персонаж пьесы, и уже в этой обезличенности есть свой рас ширительный смысл). Такая эгоистическая цель диктует Ему и соответственное пове дение. «Он хочет выскочить только из того, что ему не нравится, и оставить при себе то, что ему нравится»,— так говорит Дик, и мы понимаем, что Он пытается «выскочить» не только из нежелательных ему внешних обстоятельств, но также из еще более не приятных ему внутренних переживаний: уг рызений совести, ощущения стыда за свое предательство. Потом оказывается, что эта борьба со своей совестью очень мучительна, даже не стерпима, и тогда Он признается: « — А разве люди не обманывают сами себя? Некоторые всю жизнь только этим и занимаются. И ничего. А я устал». Дик мудро объясняет тяжесть его поло жения: « — Ответственность не обязательно па дает на плечи самого честного, самого ум ного, самого сильного. Бывает, что она па дает на слабые плечи. Но рано или поздно решать приходится каждому». От каждого человека в наше время очень многое зависит, и в сознании каждого чело века должен быть дан бой трусости, оппор тунизму, приспособленчеству. Это было ска зано уже в «Четвертом». А в наши дни это по-разному повторяет ся в пьесе А. Арбузова «Ночная исповедь». Необычайно острая и драматически напря женная ситуация — ночь перед казнью — позволяет проверить каждое действующее лицо сознанием его ответственности перед историей. И тогда, в свете неизбежно на двигающихся решительных событий, выяс няется, что все уловки, все хитрости, все попытки уйти от суровой правды, все по лумеры и компромиссы никого не могут спасти. Они могут только отсрочить гибель и в то же время сделать ее мучительнее, недостойнее. С железной логикой Арбузов ведет к этому выводу самых разных героев: немецкий социал-демократ Штольц, всю жизнь совершавший полупоступки и под конец ставший фашистским солдатом, идет на расстрел за дезертирство... русский полицай Самарин, изменивший' Родине из страха, кончает жизнь самоубий ством... артист Брянский-Мартинелли, развлекав ший оккупантов, однажды бросает им в ли цо: «Гитлер капут!» Они все идут на смерть и все могут по вторить слова одного из тех, кому сужде но погибнуть в эту ночь: «Только цельность. И никаких компромиссов — ни с жизнью, ни с самим собой». Лишь один немецкий комендант, изощ ренный палач, палач-философ, убежден в ином: «Цельность людям противопоказана — именно это отличает их от животных. Чело век обязан быть настолько многоликим, что даже сам не должен понимать, каков он на самом деле — злодей или добряк, подлец или честный малый». Но именно в этих словах коменданта и содержится са мое ясное, до логического конца доведен ное осуждение всякой половинчатости и не последовательности. Фашисты стремятся растоптать цельного человека, ибо такими людьми им командовать не удастся. Их власть на земле, так же как и в пьесе, дер жится ровно до того часа, пока есть люди «многоликие», то есть изменяющие и себе, и правде, и человечности. Итак, мы видим, что проблема компро мисса вот уже несколько лет с какой-то особенной интенсивностью притягивает на ших драматургов, что она настойчиво реша ется на разном жизненном материале и в разных аспектах. Возникает вопрос; что это — потребность самой жизни или распространение пред взятой литературной схемы? Вопрос этот, конечно,— чистой воды ри торика. Не стоит глубокомысленно раздумы вать над очевидностью. Наши драматурги отнюдь не находятся во власти массового эпигонства, их единодушие продиктована жизнью. Ведь дело не сводится к тому, что бы написать банальность: принципиаль ность — хорошо, а компромисс— плохо. Речь идет о другом: о серьезном иссле довании жизни, о выяснении причин, рож дающих компромиссы, о степени их враж дебности нашему развитию, нашей морали, нашему идеалу гармонического человека. Полезно, например, вспомнить, чти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2