Сибирские огни, 1968, №7
тора наук, ни всяческое житейское благопо лучие уже не могут вернуть ему подлинной радости, не затемненной сознанием собст венной вины и ущербности. ...И другой ученый. Правда, еще не док тор, но уже — почти доктор. И тоже — все признаки внешнего просперити. Но он рас сказывает о себе так: «Я прихожу домой поздно вечером — открываю дверь клю чом — ни души... А старость передо мной стоит и говорит —все равно ты пустоцвет, все равно подохнешь — никто не запла чет...» Горькое одиночество сам Бакченин оце нивает как справедливое возмездие за ложь и трусость в молодости, когда он отказался от большого, настоящего чувства. ...И третья история отброшенной и рас топтанной любви. На этот раз перед нами совсем молодые люди, студенты Галя и Сергей, только-только входящие в жизнь. На их беду в Галину влюблен прокурор ский сынок Валька Селищев, а чадолюби вый отец прозрачно намекает, что счастли вый избранник вызвал у него не совсем обычный, пожалуй, даж е профессиональный интерес... И вот она — уже невестка проку рора, Сергей — в бегах, а в результате — все четверо живут с больной совестью, не узнав ни радости, ни покоя. ...Наконец, еще одна печальная повесть. Знаменитый физик Меншиков, тот самый, который не хочет идти в науке дальше из вестного, полюбил свою ученицу Ирину Л о севу. А его жена Надежда Владимировна самоотверженно отдала семье двадцать семь лет. И перешагнуть через эти двад цать семь лет невозможно. И отказаться от любви к Ирине тоже невозможно. Сидя за рулем своей машины, Меншиков не за мечает встречных фар и становится жерт вой уличной аварии. Его поломанный хре бет — уже не метафора... Не трудно заметить, чем сюжеты перво го ряда отличаются от сюжетов второго. «Прошу слова» В. Кетлинской, «Бой с тенью» В. Тура, «Мир без меня» Ю. Эдли- са рассказывают о том, как принципиаль ный и мужественный человек, отвергая компромиссы, не считаясь с временными поражениями, твердо идет к победе над коноерватизмом и фальшью. И пусть не правда опирается на авторитет имени, зна ний и власти,— она все равно будет побеж дена. Интересно отметить, что во всех трех пьесах положение бойца за истину ослож няется личными невзгодами. Лену Егорову, как уже сказано, пытается склонить на путь компромисса ее муж. Дочь Изотова, в которую влюблен геолог Ткаченко, не признает его, пока не приходит час триум фа. И физик Щербаков мучится неразделен ной любовью к Ирине Лосевой, так что учитель оказывается на его пути не только в науке. . Кстати, как не вспомнить, что подобные ситуации уже знакомы нам по роману Д о ры Павловой «Совесть», который стал бо лее известен как раз в своем сценическом варианте. Инженер Мартьянов ведет свой поединок с очковтирателем Прошиным, то же проходя через увольнение и разрыв с женой... Итак, повторяю, никакие препятствия, никакие трудности не могут остановить на ших искателей истины. Но вот перед нами пьесы второго рядаа «Варшавская мелодия» Л. Зорина, «Сколь ко лет, сколько зим» В. Пановой, «Затей ник» В. Розова и та же драма Ю. Эдлиса «Мир без меня». Логика сюжета каждый раз ведет к одному и тому же выводу: лю ди насилуют свою природу, отказываются от своей любви и... погибают. Иногда фи зически, чаще нравственно, но — поги бают. Пожалуй, может возникнуть мысль O' каком-то странном делении: герои одних пьес отвергают компромиссы в сфере об щественной, герои других — безвольно со глашаются на них в жизни личной. Отмечу сразу, что это деление случайно и подсказа но выбором пьес, появившихся за сравни тельно узкий промежуток времени. Поэтому стоит вспомнить самые известные названия недавнего прошлого: «В день свадьбы» В. Розова, «Мой бедный Марат» А. Арбу зова, «Снимается кино» Э. Радзинского. Нюра Салова сорвала фату уже после загса, потому что ясно поняла, как не нужен и мучителен брак без любви. Лика и Леонидик выстрадали этот вы вод долгими годами совместной жизни. А кинорежиссер Нечаев осознал гибель ность бесхребетности и половинчатости не только в любви, но и в искусстве, и не только в искусстве, но — главное — в самой жизни. ‘ Наконец, следует вспомнить, что за не сколько лет до Розова, Арбузова, Радзии- ского о позоре сделок со своей совестью остро и гневно написал К. Симонов. Н аде ленный какой-то обостренной «интуицией актуальности», каким-то особенным даром возбуждаемости и ли— точнее — даже вос пламеняемости по поводу самых последних проблем и событий, Симонов очень часто первым вступал на новую дорогу, делая явными те заботы и общественные настро ения, которые зачаЬтую еще таились под спудно, где-то в глубине человеческих тре вог и раздумий. Напомню только один пример. Уже в 1944 году Симонов создал пьесу «Так и будет», весь пафос которой в ут верждении того, что «раны затягиваются», что небо снова станет синим, трава зеленой, а люди счастливыми. У героя пьесы пол ковника Савельева, «как и у многих лю дей... были жена и дочь и, как у многих людей, их не стало». И вот теперь ему «больше всего на свете хочется», чтобы после войны он снова мог бы почувствовать радость самой обычной человеческой жиз ни. «Так и будет»,— отвечает Савельеву полюбившая его Оля Воронцова. «Так и будет»,— вместе с ней говорит и сам дра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2