Сибирские огни, 1968, №7
Этот невидимый «гад морских подвод ный ход» наверняка не раз прослеживал Ва лерий Горелик. Главстаршина радиометрис тов, сталинградец, успевший к началу служ бы окончить три курса политехнического, он здесь, на корабле, всерьез увлекся радио электроникой. Чуть в стороне от него-— старшина первой статьи Сергей Яцюк, не давний колхозник из села Кутка, что на Хмельничине. Если Валерий в разговоре не терпелив, любит захватить инициативу, то Яиюк, напротив, сдержан, исполнен досто инства. Двадцатитрехлетний коммунист, старшина команды торпедных электриков, он начитан и с пониманием судит о людях и книгах, его, похоже, увлекает лепка и формирование человеческого характера, и повседневная командирская практика дает ему для этого совсем неплохой материал. Кстати, это он первым сказал об особой собранности, которая появляется у ребят в дальнем плавании: «Сразу всю науку вспомнили — такое состояние... Волнуемся, конечно, и все — начеку...» Нить беседы тогда перехватил Валерий, его поддержал машинист флота Анатолий Селиванов, и разговор завертелся — сво бодный, уверенный, веселый: о призвании и педагогике, о студентах и экзаменах, о вре мени — как его не хватает! — об освоении ядерной энергии, проблеме «стыков» в нау ках и, наконец, о коммунизме и капитализ ме, так сказать, по личным впечатлениям, поскольку во время последнего похода ре бятам удалось-таки пройти по улицам неко торых иностранных городов и сделать кое- какие полезные наблюдения насчет коло ниальной политики, социального неравенст ва и частной торговли. А вон пристроились на люке, улыбаются оттуда два дружка — Станислав Гвозденко и Коля Варфоломеев. Эти не ходили еще ни в какие моря, только что прибыли на эсминец из учебного отряда. Обоим — по двадцати, оба — земляки-николаевцы, по томственные корабелы, окончили судострои тельный техникум, оба здесь, на корабле, назначены на должность котельных маши нистов. Первое наше знакомство произошло не ожиданно и при обстоятельствах весьма примечательных. Около полуночи мы со старшим помощником, капитаном III ранга Тюрневым, обходя притихший корабль, спустились в машинное отделение. И вот, когда Тюрнев со вкусом растолковывал мне устройство хитрых агрегатов, где-то за тру бами послышался осторожный шорох. Стар пом, прервав объяснения на полуслове, лег ко скользнул в незамеченную мною щель. Через пяток секунд, извлеченные им отту да, стояли перед нами по стойке «смирно» два молоденьких матросика в парусиновых робах. У того, что поменьше ростом, в яс ных мальчишеских глазах светился откро венный испуг. Второй держался уверен ней— как выяснилось позже, это был Вар фоломеев. Тюрнев смягчился быстро. Ребята объ яснили, что забрались сюда, чтобы на сво боде и как можно скорее разобраться в до веренной им технике. На два-трн отрывисто- и требовательно поставленных старпомом контрольных вопроса по котлам последова ли ответы настолько обстоятельные и уве ренные, что даже мне стали очевидны успе хи хлопцев, а главное, их старательность и неподдельный интерес к новым обязанностям. С удовольствием оглядев эту пару, Тюрнев- все-таки погнал обоих в кубрик на койки — очень уж позднее было время... — Понимаете, сейчас наша главная за д а ч а— побыстрее стать на самостоятельную- вахту,— объяснил мне на следующее утро Николай.— Нам же скоро в большой по х о д— каких-нибудь две недели осталось. Надо подготовиться как следует, чтобы не быть балластом. — А хочется в поход? — Конечно! Понимаете, так интересно, так здорово все! Вот сперва — Севастополь. Это же чудо какое-то: горы, скалы, туннели, бухты, корабли!.. Потом учебный отряд. Тоже здорово! Знаете, мы даже водолазно му делу обучились. Краба поймали — во какого! А вообще-то работали там, под во дой,— пилили, рубили, пробоины учились заделывать... С ревом мчится вперед ракетный катер: вспененные валы вдоль бортов —• расплас танные, изодранные бешеным ветром гривы четырех тысяч разъяренных морских коней, несущих стальную скорлупу на крутых мус кулистых спинах, и бело-желтый бурун за кормой — как фантастический лошадиный хвост... В крохотной рубке командир диви- зиОна — напористый, придирчивый Юрий Ляпунов. Рядом — плечо в плечо, у штур вала, Марат Чертов— командир катера: крупный, медночеканный орлиный профиль, подчеркнутый резкими, точными линиями танкистского шлема. Шлемы с ларингофона м и— вещь обязательная здесь: в грохоте двигателей даж е крика не слышно. Еще на каждом из команды— канадки с капюшо нами от ветра, красный спасательный жи лет. Пожалуй, только все та же тельняш ка — морская душа, мелькнув сквозь иной расстегнутый ворот, как всегда, подтверж дает принадлежность своего владельца к флотскому братству. На узкой палубе, на полном ходу, не больно-то развернешься — но учение идет в темпе стремительном, как бег маленького яростного корабля: пожарная тревога... про боина в носовой части... пробоина в корме... помощь попавшему в беду соседу... Отчет ливо, споро, слаженно работают ребята. А тем временем радиометристы где-то внизу принимают сигналы непрерывно работающе го локатора, нащупывают им невидимую за горизонтом цель. И вот уже опустела па луба, наглухо захлопнулись все люки — ни души наверху! - г и катер, вскинутый на бу рунах, летит по строгой прямой, нацелив шись за черту горизонта жадными растру бами пустых до поры ракетных ангаров:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2