Сибирские огни, 1968, №7
Именно такая судьба выпала на долю Леонида Сергеевича Соболева. Сибиряк, родившийся и выросший в Иркутске — го роде, удаленном на тысячи миль от всех морей и океанов, он с мальчишеских лет жил мечтой о синих просторах, о белокры лых фрегатах, о таинственном и чудесном видении Зеленого луча... Вслед за старшим братом, тоже влюб ленным во флот, маленький иркутянин при ехал на ученье в Петербург и, конечно же. первым делом ринулся на взморье. Тринад цатилетний мальчик склонился к тихой бал тийской волне, бережно коснулся ее л а донью. Воображение уже уносило его вдаль, вперед, в океан, за пределы горизонта. Но там, у заветной черты, зоркий взгляд буду щего сигнальщика, комендора, штурмана различил голубоватые контуры острова- крепости. На пути мальчишеской мечты властно встал Кронштадт. Он не-просто изменил течение судьбы. Он сам обернулся для Соболева небывалой, завидной судьбою, приобщив молодого мо ряка к событиям легендарным. Живая, тво римая на глазах история революции, исто рия Красного Флота, начиная с самых пер вых героических ее шагов — с Моонзунд- ского сражения и «Ледового похода», не повторимая, предельно концентрированная атмосфера борьбы, поиска, стройки, веселое и яростное братство балтийцев, их особая флотская гордость, удаль и революционный азарт,— вот что формировало и растило в те дальние теперь годы Леонида Соболева,, как человека, моряка и художника. И все это разом вмещалось в удивительное, «гро мыхающее», по Соболевскому выражению, слово — «Кронштадт». Естественно, что и первые, еще не очень уверенные соболевские литературные опыты, и замечательный его роман «Капитальный ремонт», и послевоенная повесть «Зеленый луч», и особенно книга «Морская душа» могли поначалу родиться только в Кронш тадте. Корни этих книг, корни всего Собо левского творчества, помножившего роман тику моря на романтику революции, уходят в кронштадтскую почву так же прочно, как тяжелые лапы якорей «Октябрины», уста новленные ныне в одном из кронштадтских парков. Не в том даже суть, что Кронштадт сам по себе, со своими причалами, гаванью, ули цами, маяками является местом действия большинства довоенных соболевских рас сказов, что среди буксиров, деловито сную щих сегодня по его' гавани, среди тральщи ков, стоящих у стенки, так и хочется отыс кать прототипы тех кораблей, которыми ко мандовали незадачливый Пийчик из «Лету чего голландца», или старый Григорий Прохорыч из «Топового узла». Суть в том, что писателю-моряку, прошедшему через огонь революции и гражданской войны, че рез трудовой энтузиазм первых пятилеток, удалось увидеть и показать великое в са мом что ни на есть повседневном, а нередко даже в смешном. Соболев подсмотрел и по казал процесс становления воинского со ветского характера. Он ведь и сам пережил нелегкое счастье утверждения собственной личности в новом, вздыбленном Октябрем мире и потому мог понять каждого, кто страдал и радовался тому же — будь то по тянувшийся к революции вчерашний офи цер, старик-боцман, тяжко преодолевающий годами вколоченные флотские привычки, или молодой краснофлотец шефского ком сомольского призыва, самозабвенно штур мующий нелегкую морскую науку. Но, пожалуй, самое интересное, что, ов ладевая этим главным ключом к духовному облику современника, писатель тем самым получил возможность понять прошлое и бу дущее флота и страны, воплощенное в судь бах, оказавшихся в центре его внимания. Именно так родился «Капитальный ре монт»— роман о флоте, идущем в револю цию. И так наметились предпосылки к окон чательному решению темы «Морской души» как единой книги о великом подвиге трех флотских советских поколений, отстоявших Родину в самых грозных испытаниях исто рии. Но завершилась «Морская душа» уже не в Кронштадте. Хотя первый месяц войны Соболев провел на Балтике, главная работа ждала его на Черном море. И можно с уве ренностью сказать, что писатель по-настоя щему встретился с войной и новыми своими героями в осажденной Одессе. Дымящиеся ее берега открылись ему 14 сентября _1941 года с борта вспомогательного крейсера «Микоян»... В те дни писатель-моряк побывал повсю ду, где это было возможно. Он встречался с катерниками, летчиками, десантниками, выбирался на тяжелые батареи, громившие фашистов на ближних и дальних подступах к городу и принимавшие на себя жестокий огонь врага. Повсюду, улучая редкие мину ты передышки, читал он воинам свои расска зы — обычно юмористические, из цикла «Капитана Кирдяги»: «Две яичницы», «Ин дивидуальный подход» — и люди, как запи сывал он в свой дневник, «отдыхали на сме хе». В том же дневнике появлялось все боль ше фронтовых эпизодов — каждая беседа и встреча множили этот драгоценный мате риал. Лавиной росли впечатления. Люди по разительных характеров и героической судь бы проходили перед писателем, щедро де лились с ним запасами энергии, мужества, веселья и гнева. И это им в близком буду щем довелось стать прототипами новых со болевских героев в рассказах «Соловей», «Парикмахер Леонард», «Белый шарф», «Разведчик Татьян»... II Анна Ивановна Макушева — Аннушка, как зовут ее до сих пор друзья, уцелевшие в боях, привела меня к дому № 29 по ули це Пастера уже в сумерках. Но еще можно было разобрать па смутно белеющем мра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2