Сибирские огни, 1968, №7

нице металлургического комбината, в номе­ рах на четырех человек, очень скромно об­ ставленных. Ни жилье, ни столь же скром­ ное питание не вызывают никаких наре­ каний. На любой вопрос руководителей город­ ских организаций и комбината артисты от­ вечают: — Мы устроены хорошо. Все отлично, все замечательно. Концерт решено провести в зале дра­ матического театра. Гилельс внешне спокоен. Еще днем он проверил большой концертный рояль, спе­ циально привезенный из музыкального учи­ лища. Зал наполнен до отказа. Много инже­ нерно-технических работников, врачей, пе­ дагогов, служащих, студентов — любителей и ценителей музыки. Музыканты, дирижер и солист ожида­ ют выхода. Настоящий экзамен для оркестра на­ чинается только сейчас, все предыдущее было прелюдией. Это чувствуется: артисты волнуются, ни одного спокойного лица. Наконец, команда инспектора: — Прошу на выход. Начинаем кон­ церт! В какой раз мужчины поправляют гал­ стуки, одергивают смокинги, которые их пока еще сковывают, женщины поправля­ ют прически, снимают одним им заметные пушинки и направляются на сцену. Когда все уселись, быстрыми шагами выходит ди­ рижер. Льется бессмертная Четвертая симфо­ ния Чайковского. Заканчивается первая часть. Тишина... Кто-то пытается аплодировать, но тут же под осуждающим взглядом соседей вино­ вато умолкает. По этой детали легко опре­ делить— публика музыкальная, знает, что аплодировать между частями не принято. Оркестр звучит хорошо, улыбка блесну­ ла на лице Кондрашина. — Молодцы,— бросает теплый взгляд оркестрантам дирижер,— так... Зал захвачен музыкой. Незатейливая мелодия русской народ­ ной песни «Во поле березонька стояла», ис­ полняемая на английском рожке, сменяет­ ся вступлением гобоев — звуки эти тревож­ ные, настораживающие. Когда, наконец, звучат последние мощ­ ные аккорды,— публика бурей аплодисмен­ тов награждает и дирижера, и оркестр. 3 антракте студентки местного музы­ кального училища под всякими предлогами забегают за кулисы в надежде хоть краеш­ ком глаза увидеть пианиста вблизи. Но Эмиль Григорьевич уединяется, что­ бы сосредоточиться перед выступлением... — Чайковский, Первый концерт для фортепьяно с оркестром. Солист — лау­ реат международных конкурсов профессор Эмиль Григорьевич Гилельс, дирижер — Кирилл Петрович Кондрашин,— объявляет ведущий А. Бореневский, и пианист чере» весь оркестр идет к инструменту. К своему месту пробирается дирижер. Слушатели встретили их восторженно. Пианист сел за рояль, жестом поппо- сил перестать аплодировать и легким кив­ ком головы подал дирижеру сигнал: «мож­ но начинать». Заговорил рояль. Обрушились в зал мощные аккорды, водопад их рождал тор­ жественную мелодию. И вот уже рояль как бы ведет разго­ вор со всем оркестром сразу и с каждым инструментом в отдельности, словно вовле­ кая их в удивительную, волшебную игру. Почему музыка может заполнить души тысячи слушателей ощущением неземной радости, от которой становится человек добрым, чистым и светлым и хочет сделать таким весь мир? Искренность, вдохновение и мастерство всегда найдут отклик в сердцах слуша­ телей. Посмотрите в зал — молодые и пожи­ лые, женщины и мужчины, забыв обо всем, вскакивают с мест и в самозабвении скан­ дируют: — Бра-во! —■ Бра-во! — Би-ис! За кулисами Эмиль Григорьевич быстро поправляет фрак и выходит вновь и вновь на поклон. Он не заставляет себя долго просить, играет на «бис» очень много. Потом встал, вынул платок и вытер ли­ цо, покрытое каплями пота. На сцену вышел старый седой литей­ щик, обнял и поцеловал артиста, что-то хо­ тел сказать, но махнул рукой, шагнул об­ ратно. Тут же снова вернулся, выждал в зале тишину и тихо сказал: — Дорогой наш гость! Говорят, что му­ зыку надо понимать. Не знаю, понимаю я ее или нет, но слушать люблю. А настоя­ щую радость от нее я испытал впервые в жизни только сегодня. Спасибо!. Зал взорвался аплодисментами. После окончания гастролей по Кузбас­ су в скромном маленьком буфете железно­ дорожного вокзала в Кемерове Гилельс устроил «банкет» для всех артистов орке­ стра. Пили вино, провозглашали тосты за дружбу, за успехи. В этой поездке и осознал себя, почув­ ствовал свои возможности симфонический оркестр, родившийся в Новосибирске. Гилельс и Кондрашин сделались неофи­ циальными шефами сибиряков — помогали в Москве подбирать новых музыкантов, аги­ тировали крупных мастеров искусств вы­ ступать в Сибири, интересовались жизнью подшефного коллектива, консультировали А. М. Каца. В 1958 году в Москве проходил Меж­ дународный конкурс пианистов и скрипа­ чей имени П. И. Чайковского. Председателем жюри конкурса пиани­ стов был Э. Гилельс, дирижировал орке­ стром К. Кондрашин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2