Сибирские огни, 1968, №7
нице металлургического комбината, в номе рах на четырех человек, очень скромно об ставленных. Ни жилье, ни столь же скром ное питание не вызывают никаких наре каний. На любой вопрос руководителей город ских организаций и комбината артисты от вечают: — Мы устроены хорошо. Все отлично, все замечательно. Концерт решено провести в зале дра матического театра. Гилельс внешне спокоен. Еще днем он проверил большой концертный рояль, спе циально привезенный из музыкального учи лища. Зал наполнен до отказа. Много инже нерно-технических работников, врачей, пе дагогов, служащих, студентов — любителей и ценителей музыки. Музыканты, дирижер и солист ожида ют выхода. Настоящий экзамен для оркестра на чинается только сейчас, все предыдущее было прелюдией. Это чувствуется: артисты волнуются, ни одного спокойного лица. Наконец, команда инспектора: — Прошу на выход. Начинаем кон церт! В какой раз мужчины поправляют гал стуки, одергивают смокинги, которые их пока еще сковывают, женщины поправля ют прически, снимают одним им заметные пушинки и направляются на сцену. Когда все уселись, быстрыми шагами выходит ди рижер. Льется бессмертная Четвертая симфо ния Чайковского. Заканчивается первая часть. Тишина... Кто-то пытается аплодировать, но тут же под осуждающим взглядом соседей вино вато умолкает. По этой детали легко опре делить— публика музыкальная, знает, что аплодировать между частями не принято. Оркестр звучит хорошо, улыбка блесну ла на лице Кондрашина. — Молодцы,— бросает теплый взгляд оркестрантам дирижер,— так... Зал захвачен музыкой. Незатейливая мелодия русской народ ной песни «Во поле березонька стояла», ис полняемая на английском рожке, сменяет ся вступлением гобоев — звуки эти тревож ные, настораживающие. Когда, наконец, звучат последние мощ ные аккорды,— публика бурей аплодисмен тов награждает и дирижера, и оркестр. 3 антракте студентки местного музы кального училища под всякими предлогами забегают за кулисы в надежде хоть краеш ком глаза увидеть пианиста вблизи. Но Эмиль Григорьевич уединяется, что бы сосредоточиться перед выступлением... — Чайковский, Первый концерт для фортепьяно с оркестром. Солист — лау реат международных конкурсов профессор Эмиль Григорьевич Гилельс, дирижер — Кирилл Петрович Кондрашин,— объявляет ведущий А. Бореневский, и пианист чере» весь оркестр идет к инструменту. К своему месту пробирается дирижер. Слушатели встретили их восторженно. Пианист сел за рояль, жестом поппо- сил перестать аплодировать и легким кив ком головы подал дирижеру сигнал: «мож но начинать». Заговорил рояль. Обрушились в зал мощные аккорды, водопад их рождал тор жественную мелодию. И вот уже рояль как бы ведет разго вор со всем оркестром сразу и с каждым инструментом в отдельности, словно вовле кая их в удивительную, волшебную игру. Почему музыка может заполнить души тысячи слушателей ощущением неземной радости, от которой становится человек добрым, чистым и светлым и хочет сделать таким весь мир? Искренность, вдохновение и мастерство всегда найдут отклик в сердцах слуша телей. Посмотрите в зал — молодые и пожи лые, женщины и мужчины, забыв обо всем, вскакивают с мест и в самозабвении скан дируют: — Бра-во! —■ Бра-во! — Би-ис! За кулисами Эмиль Григорьевич быстро поправляет фрак и выходит вновь и вновь на поклон. Он не заставляет себя долго просить, играет на «бис» очень много. Потом встал, вынул платок и вытер ли цо, покрытое каплями пота. На сцену вышел старый седой литей щик, обнял и поцеловал артиста, что-то хо тел сказать, но махнул рукой, шагнул об ратно. Тут же снова вернулся, выждал в зале тишину и тихо сказал: — Дорогой наш гость! Говорят, что му зыку надо понимать. Не знаю, понимаю я ее или нет, но слушать люблю. А настоя щую радость от нее я испытал впервые в жизни только сегодня. Спасибо!. Зал взорвался аплодисментами. После окончания гастролей по Кузбас су в скромном маленьком буфете железно дорожного вокзала в Кемерове Гилельс устроил «банкет» для всех артистов орке стра. Пили вино, провозглашали тосты за дружбу, за успехи. В этой поездке и осознал себя, почув ствовал свои возможности симфонический оркестр, родившийся в Новосибирске. Гилельс и Кондрашин сделались неофи циальными шефами сибиряков — помогали в Москве подбирать новых музыкантов, аги тировали крупных мастеров искусств вы ступать в Сибири, интересовались жизнью подшефного коллектива, консультировали А. М. Каца. В 1958 году в Москве проходил Меж дународный конкурс пианистов и скрипа чей имени П. И. Чайковского. Председателем жюри конкурса пиани стов был Э. Гилельс, дирижировал орке стром К. Кондрашин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2