Сибирские огни, 1968, №7

.лений на открытых эстрадах немногочислен­ ных садов. Далеко не сразу удалось создать по­ стоянно работающий профессиональный симфонический оркестр в Новосибирске и после Октября. Да и вообще огромная Сибирь, на территории которой могли бы свободно разместиться все государства Западной Европы, Сибирь с множеством высших учебных заведений, высокоразви­ той промышленностью, с целой армией на­ учных и инженерно-технических работни­ к о в— не имела такого оркестра. Возникали ансамбли неполного состава. Правда, в горестные годы войны в Но­ восибирске выступал первоклассный кол­ лектив— оркестр Ленинградской Академи­ ческой филармонии, в концертах которого принимали участие и выдающиеся солисты. Но в 1943 году ленинградцы получили воз­ можность вернуться домой, и Новосибирск снова остался без симфонического. Лишь с 1953 года каждый понедельник проводи­ лись симфонические концерты силами ор­ кестра театра оперы и балета. Эти концерты иногда транслировались по радио. Но естественно, что музыканты-совме­ стители не могли уделять много времени репетициям. Хотя оркестр назывался сим­ фоническим, да и по составу инструментов был таковым, он исполнял, как правило, небольшие произведения и аккомпанировал солистам. Нужен был . коллектив, которому были бы по плечу любые произведения — от сим­ фоний Бетховена или Чайковского до сложнейшей «Фантастической» Берлиоза или монументальных творений нашего ге­ ниального современника Шостаковича. Лю ­ бители музыки мечтали о настоящем си­ бирском оркестре — пропагандисте русской классической, советской и зарубежной му­ зыки, Не так просто в то время было собрать семьдесят музыкантов, обеспечить их квар­ тирами, изыскать средства на дотацию. Но нашлись в городе страстные привер­ женцы этой идеи, и оркестр было решено создать. В августе 1957 года маленький филар­ монический автобус ежедневно встречал на вокзале выпускников Ленинградской, Мос­ ковской, Киевской, Свердловской, Казан­ ской консерватории (Новосибирской еще не существовало) — молодых людей с виолон­ челями, скрипками, контрабасами, валтор­ нами, гобоями, флейтами. Холостяки при­ езжали с одним чемоданом в руке, семей­ ные— со всем своим скарбом: колясками, тазами, узлами, в сопровождении жен, де­ тей, бабушек и дедушек. Открытие симфонического сезона было намечено на первое ноября 1957 года. Всем хотелось хорошего старта для мо­ лодого коллектива. Совсем юный дирижер Арнольд Михайлович Кац, выпускник Л е­ нинградской консерватории, приехавший из Томска, весь ушел в организаторскую дея­ тельность. Этот отличный музыкант зани­ мался абсолютно всеми вопросами, связан­ ными с созданием оркестра. Кто-то посоветовал начать творческую жизнь коллектива с гастролей по Алтаю и Кузбассу. — Чувство ответственности спаяет кол­ лектив и будет хорошей генеральной репе­ тицией новой программы перед открытием сезона в Новосибирске,— утверждали одни. — Это развалит коллектив,— возража­ ли другие. — Наоборот, коллектив сразу получит боевое крещение, люди поближе в поездке познакомятся друг с другом, сдружатся. ■— Или... рассорятся? Обстоятельства сложились так, чю бы­ ло принято решение послать коллектив на гастроли. Новый, только что созданный оркестр не мог привлечь к себе внимание слуша­ телей, а отсутствие сборов могло бы усу­ губить и без того тяжелое материальное положение коллектива — ведь доходов по­ ка никаких. — Надо пригласить на гастроли круп­ ного дирижера и известного популярного солиста — пианиста или скрипача,— гово­ рил, почесывая лысеющую голову, директор филармонии. Это заинтересует, а потом... к оркестру привыкнут, оценят его. Звонки и депеши в Москву. Наконец, радостное сообщение: на га­ строли со «щенками», как шутливо назы­ вали себя молодые музыканты, согласились поехать лауреат международных конкурсов народный артист СССР профессор Эмиль Григорьевич Гилельс и дирижер Кирилл Петрович Кондрашин. Оркестр воспринял это сообщение с вол­ нением и тревогой — с ним будет высту­ пать пианист, которому аккомпанировали лучшие оркестры мира. «Москва, Ленинград, Париж, Вена, Лон­ дон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Прага, Варшава, Стокгольм воспринимают как праздник концерты Гилельса,— вот ко­ му будем аккомпанировать мы, пока еще «щенки»,— думали оркестранты.— Какая честь и ответственность!». Кирилла Петровича Кондрашина совет­ ская музыкальная общественность в то время знала, как многообещающего дири­ жера. Его выступления на Международном фестивале демократической молодежи в Москве стали заметным событием культур­ ной жизни. Все, не замечая времени, репетировали Четвертую, Пятую и Шестую симфонии и Первый концерт для фортепиано с оркест­ ром Чайковского. С утра до вечера во всех свободных комнатах огромного здания те­ атра оперы и балета «грызли» свои партии скрипачи, виолончелисты, альтисты, контра­ басисты и «духовенство» — так именуют в своей среде всех музыкантов, играющих на духовых инструментах. Одна мысль владела всеми — сыграть без сучка, без задоринки, показать класс,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2