Сибирские огни, 1968, №7
.лений на открытых эстрадах немногочислен ных садов. Далеко не сразу удалось создать по стоянно работающий профессиональный симфонический оркестр в Новосибирске и после Октября. Да и вообще огромная Сибирь, на территории которой могли бы свободно разместиться все государства Западной Европы, Сибирь с множеством высших учебных заведений, высокоразви той промышленностью, с целой армией на учных и инженерно-технических работни к о в— не имела такого оркестра. Возникали ансамбли неполного состава. Правда, в горестные годы войны в Но восибирске выступал первоклассный кол лектив— оркестр Ленинградской Академи ческой филармонии, в концертах которого принимали участие и выдающиеся солисты. Но в 1943 году ленинградцы получили воз можность вернуться домой, и Новосибирск снова остался без симфонического. Лишь с 1953 года каждый понедельник проводи лись симфонические концерты силами ор кестра театра оперы и балета. Эти концерты иногда транслировались по радио. Но естественно, что музыканты-совме стители не могли уделять много времени репетициям. Хотя оркестр назывался сим фоническим, да и по составу инструментов был таковым, он исполнял, как правило, небольшие произведения и аккомпанировал солистам. Нужен был . коллектив, которому были бы по плечу любые произведения — от сим фоний Бетховена или Чайковского до сложнейшей «Фантастической» Берлиоза или монументальных творений нашего ге ниального современника Шостаковича. Лю бители музыки мечтали о настоящем си бирском оркестре — пропагандисте русской классической, советской и зарубежной му зыки, Не так просто в то время было собрать семьдесят музыкантов, обеспечить их квар тирами, изыскать средства на дотацию. Но нашлись в городе страстные привер женцы этой идеи, и оркестр было решено создать. В августе 1957 года маленький филар монический автобус ежедневно встречал на вокзале выпускников Ленинградской, Мос ковской, Киевской, Свердловской, Казан ской консерватории (Новосибирской еще не существовало) — молодых людей с виолон челями, скрипками, контрабасами, валтор нами, гобоями, флейтами. Холостяки при езжали с одним чемоданом в руке, семей ные— со всем своим скарбом: колясками, тазами, узлами, в сопровождении жен, де тей, бабушек и дедушек. Открытие симфонического сезона было намечено на первое ноября 1957 года. Всем хотелось хорошего старта для мо лодого коллектива. Совсем юный дирижер Арнольд Михайлович Кац, выпускник Л е нинградской консерватории, приехавший из Томска, весь ушел в организаторскую дея тельность. Этот отличный музыкант зани мался абсолютно всеми вопросами, связан ными с созданием оркестра. Кто-то посоветовал начать творческую жизнь коллектива с гастролей по Алтаю и Кузбассу. — Чувство ответственности спаяет кол лектив и будет хорошей генеральной репе тицией новой программы перед открытием сезона в Новосибирске,— утверждали одни. — Это развалит коллектив,— возража ли другие. — Наоборот, коллектив сразу получит боевое крещение, люди поближе в поездке познакомятся друг с другом, сдружатся. ■— Или... рассорятся? Обстоятельства сложились так, чю бы ло принято решение послать коллектив на гастроли. Новый, только что созданный оркестр не мог привлечь к себе внимание слуша телей, а отсутствие сборов могло бы усу губить и без того тяжелое материальное положение коллектива — ведь доходов по ка никаких. — Надо пригласить на гастроли круп ного дирижера и известного популярного солиста — пианиста или скрипача,— гово рил, почесывая лысеющую голову, директор филармонии. Это заинтересует, а потом... к оркестру привыкнут, оценят его. Звонки и депеши в Москву. Наконец, радостное сообщение: на га строли со «щенками», как шутливо назы вали себя молодые музыканты, согласились поехать лауреат международных конкурсов народный артист СССР профессор Эмиль Григорьевич Гилельс и дирижер Кирилл Петрович Кондрашин. Оркестр воспринял это сообщение с вол нением и тревогой — с ним будет высту пать пианист, которому аккомпанировали лучшие оркестры мира. «Москва, Ленинград, Париж, Вена, Лон дон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Прага, Варшава, Стокгольм воспринимают как праздник концерты Гилельса,— вот ко му будем аккомпанировать мы, пока еще «щенки»,— думали оркестранты.— Какая честь и ответственность!». Кирилла Петровича Кондрашина совет ская музыкальная общественность в то время знала, как многообещающего дири жера. Его выступления на Международном фестивале демократической молодежи в Москве стали заметным событием культур ной жизни. Все, не замечая времени, репетировали Четвертую, Пятую и Шестую симфонии и Первый концерт для фортепиано с оркест ром Чайковского. С утра до вечера во всех свободных комнатах огромного здания те атра оперы и балета «грызли» свои партии скрипачи, виолончелисты, альтисты, контра басисты и «духовенство» — так именуют в своей среде всех музыкантов, играющих на духовых инструментах. Одна мысль владела всеми — сыграть без сучка, без задоринки, показать класс,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2