Сибирские огни, 1968, №7
большим вкладом в разгром врага, и, бу дучи чистым и немного наивным, роман тизировал самые обыкновенные вещи. Впро чем, никто его за это не осуждал. Всем были по душе пылкость и взволнованность старого артиста. Когда собрание кончилось и все разо шлись, Андреи Львович рассказал Дарье Трофимовне и о «военной обстановке». — Скоро наши пойдут вперед,— гово рил он,— я сам видел пушки и танки, хо рошо замаскированные в лесах и готовые к бою. Дарья Трофимовна знала, что ее Анд рей .зря говорить не будет: она всегда бы ла уверена, что за его внешней беззабот ностью скрывается глубокопроницательный человек. Она ждала той минуты, когда «наши пойдут». Когда саратовский колхозник Ферапонг Головатый внес свои сбережения в фонд разгрома врага, Дарья Трофимовна и Анд рей Львович собрали все свои фамильные ценности и отправились в банк. Никто из родственников и членов брига ды не узнал бы об этом, если б не про пажа золотых часов у внучки Ирки, как ее ласково называли все. Ирка обнаружила пропажу и, не желая расстраивать родных, сразу же побежала в милицию. Когда пришел милиционер, старики вы нуждены были сознаться, что вместе со своими ценностями они отнесли в банк и золотые часы внучки. Ирка, выслушав это сообщение, чмок нула обоих стариков в щеки и, пританцо вывая, выбежала из номера, обрадованная, что никто ни у кого ничего не украл. К концерту, сбор от которого решили передать в фонд обороны страны, готови лись тщательно. На этот раз, впервые после большого перерыва, должна была выступить и Дарья Трофимовна. В афишах большими буквами выделили имена премьеров Ленинградского театра музыкальной комедии. Реклама оповеща ла: арии, дуэты, сцены из популярных оперетт. Конечно, билеты на такой концерт да с такими артистами, как Гамалей и Герман, были раскуплены быстро. И вот в машину, присланную за арти стами, рядом с шофером посадили Дарью Трофимовну. В первом отделении она вышла на сце ну в безвкусном платье старой модницы. На шляпе с огромными полями — красный цветок. Еще за кулисами, перед выходом на сцену, Гамалей вызывала смех даже у артистов. А что творилось в зале, когда она предстала перед зрителями,— трудно описать. Идет сцена из оперетты Легара «Весе лая вдова». Секретарь посла (эту роль играл Герман), пьяница и балагур, поте шает публику рассказом о том, какие ме ры он предпринимал, чтобы излечиться or пьянства. — И все не помогает,— вздыхает он,— ох, и напьюсь же я, если меня вылечат! Во втором отделении тот же Гермаи появляется в роли Яшки-артиллериста в сцене из оперетты Александрова «Свадьба в Малиновке». Элегантный франт, завсегда тай фешенебельных ресторанов, роль кото рого только что исполнял Герман, преобра жается в рубаху-парня, возвращающегося с фронта. Он заигрывает с престарелой Гарпиной Дормидонтовной и учит ее танце вать новый городской танец «в ту степь». Конечно, «Гапусю» играет Дарья Тро фимовна. — Витте-дритте, фрау мадам, я урок сейчас вам дам: надо вверх поднять глаза < и запрыгать, как коза,— выделывал неверо ятные кренделя Герман, а Гамалей — Д а рья Трофимовна ухитрялась соединять ту степ с канканом. Старые актеры, проверившие на зрителе каждое движение, вытворяли чудеса. На чав танец как будто медлительно и угло вато, они закончили бешеным искрометным вихрем. Огромный, многоярусный зал Ры бинского дворца культуры, казалось, раз валится от хохота и аплодисментов. Никто бы не поверил, что в роли Агрип пины выступала старая женщина, только что с трудом поднимавшаяся на второй этаж и делавшая на лестнице длительные остановки. Пять раз выбегал на поклон Яшка-ар тиллерист, а зрители аплодировали, крича ли, восторженно топали ногами, требуя повторения номера «на бис». Но Да пья Трофимовна подошла к авансцене и каким- то очень убедительным жестом показала, что повторить номер не в состоянии. Зал умолк... Это было последнее в ее жизни выступ ление на сцене. Откуда взялась энергия, сила у этого человека, с таким блеском и задором мо лодости выступившего на концерте? И мне вспомнилось, как Дарья Трофи мовна однажды рассказывала: -гг Свет рампы, кулисы, публика дей ствует на меня удивительно, в эти минуты я не чувствую своих лет. Но часто такие эксперименты делать нельзя — можно ока заться не смешной, а жалкой, а это — са мое ужасное для актера. Первый сибирсний Давно новосибирским любителям музы ки хотелось иметь свой симфонический ор кестр. Еще в дореволюционные годы новони колаевская интеллигенция несколько раз пыталась хотя бы на летние сезоны создать оркестр. Но все заканчивалось, несмотря на энергичные действия инициаторов, органи зацией небольших ансамблей для выступ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2