Сибирские огни, 1968, №7
Так вот этот вождь, как и другие авто ры, вспоминает то счастливое время, когда на бескрайних просторах Западной равнины паслись миллионные стада бизонов. Бизоны для индейцев прерий — это что олени для народностей Севера. Бизоны давали людям и пищу и одежду. А в XIX веке на древнюю йндейскую землю пришли колонизаторы с огнестрель- ным оружием и принялись варварски унич тожать бизонов. Бизонья шкура дорога, на ней можно было сделать хороший бизнес. Колонизаторы убивали бизонов, снимали шкуры, а туши бросали. За девять лет ими было уничтожено восемь миллионов уни кальных животных. К 1883 году были ис треблены последние. Так сошли с планеты красавцы-бизоны. Лишив народ Сиу источника существо вания, колонизаторы не остановились на этом, они стали сгонять индейцев с плодо родной земли предков в резервации. Все это делалось на основании догово ров, но колонизаторы и не думали выпол нять их. Вскоре индейцам пришлось испра шивать разрешения ловить рыбу в гех озерах, где они испокон веков ловили ее. Думаю, читателям известно любопытное рису ночное письмо семи североамериканских ин дейских племен конгрессу США, где жура вель, тотем ведущего племени Ошкабавие, доверчиво обращает свой взор к высшему законодательному органу страны. Может быть, если бы не Советская власть, моему народу пришлось бы влачить не лучшее существование. Тот же уважае мый приват-доцент И. Лопатин в своей кни ге ратовал за резервации: , «Прежде всего, гольдам следует отвести территорию, на которой они могли бы сво бодно жить, ловить рыбу и охотничать... Границы должны быть проведены твердо и определенно. На такой территории, подоб ной во всем территории североамериканских индейцев, только и возможно в будущем свободное культурное развитие гольдского народа». Только так. Без резервации гольдам не выжить. Но революция, Советская власть решили по-другому, и вот мой народ пятьдесят лет живет под счастливой звездой Октября. И ничего, обходится без резервации. В Новом Омми живут жена снайпера Алексея Самара Мария Васильевна и сын Николай. Оба они рыбачат в колхозе. Когда отец уходил на войну, Николаю было полтора года. Ни его мать, ни земля ки долгое время ничего не знали о подвигах Алексея Самара. И вот вышли в свет мемуары генерал- майора в отставке Морозова, бывшего ко мандира 422-й, ставшей 81-й гвардейской, дивизии. Стало известно, что комсомолец Алексей Самар в первом же боевом кре щении уничтожил 48 фашистов. На второй день — 50. Командир дивизии вручил ему именную винтовку с оптическим прицелом, дал пра во свободной охоты. Алексея наградили ме далями, орденом Красной Звезды, а когда на его счету было 190 гитлеровцев, он по лучил орден Боевого Красного Знамени. Сержант Алексей Самар стал обучать молодых воинов снайперскому мастерству на огневом рубеже. Забеспокоившиеся фа шисты начали охотиться за неуловимым снайпером, по всем подозрительным местам они били из шестиствольных минометов. Последнего, 299-го офицера-гитлеровца Алексей Самар уничтожил перед самой смертью. Нанай-снайпера представили к званию Героя, но это представление, как и докумен ты Максима Пассара, где-то затерялось. Двое прославленных героев-снайперов ле жат на сталинградской земле, один на под ступах к городу, другой — в центре, на пло щади Павших Борцов. Где-то рядом пал смертью храбрых и первый нанайский поэт Аким Самар. Память об этих трех не дает мне покоя. И следы потерянных наградных листов на до было бы разыскать: не каждому Герою удалось уничтожить триста фашистов. Впереди аабелели многоэтажные дома Амурска. «Ракета» ошвартовывается у де баркадера. В Амурске мне знакомы все дома, все цехи целлюлозно-бумажного комбината: я слежу за его строительством с первых дней. Здесь работают мои братья, сестра, другие родственники, друзья. Это молодые строите ли — новое поколение нанай, новые люди. Это каменщики, штукатуры, маляры, кра новщики, бульдозеристы. Всех специально стей и не перечислишь. В Амурске открыты вечерние школы, тех никумы, и молодые рабочие-нанай, вместе с русскими, украинцами, представителями других национальностей, обучаются в них, чтобы через год-два стать специалистами- целлюлозниками. Радует меня и несколько огорчает бра тишка мой Константин. Он один из перво строителей Амурска приехал сюда по пу тевке комсомола после армии. Работал каменщиком, потом бригадиром, освобож денным секретарем комсомольской организа ции, бригадиром кровельщиков и одновре менно окончил вечернюю среднюю школу и техникум. Эта его настойчивость меня раду ет. Но огорчает другое. Окончив техникум, вдруг он устраивается инженером в совхо зе, не имеющем никакого отношения к строительству Амурска. — Мы обеспечиваем овощами рабочих,—■ говорил Константин в те дни. Потом вернулся в Амурск, но работает прорабом. — Зачем тебе надо было заканчивать техникум целлюлозников, если ты продол жаешь работать строителем? — Пригодится, когда захочу. могу устроиться на комбинате по своей специ альности. Какая уверенность! Мне слышится даж е некоторая бравада: «Мой комбинат, я стро ил, я могу в любое время на нем работать!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2