Сибирские огни, 1968, №7
часть молодежи, которая влюблена в техни ку, по моим наблюдениям, остается на селе: в колхозе есть, где приложить умелые руки. С укрупнением колхозов, когда они сами стали обрабатывать добытую рыбу, заработ ки повысились. Колхозники получают теперь не меньше, чем строители, а тут еще свой огород, рыба — дополнение к заработку. И вот многие молодые строители из го рода возвращаются в родные села. Что касается охотников, то, мне кажет ся, Денис напрасно беспокоится: охота — дело сезонное, и промысловики всегда най дутся. Другое дело — подготовка высокооб разованных специалистов по выращиванию на фермах норок и чернобурых лисиц. Об этом действительно надо позаботиться. Кол хозы на своих водоемах строят рыбораз водные предприятия, и им нужны специа листы-ихтиологи. Кого же посылать на уче бу, если не рыбаков? Свои ребята вернутся в село. И выходит, что совсем неплохо, когда молодежь тянется к учебе. Александра Петровна Путинцева не на шла свою подругу — Булку Киле. Ей сказа ли, что Булка Киле лежит в больнице в Троицком. Александра Петровна опустила руки и впервые за всю дорогу почувствова ла усталость Болонь. Здесь она прожила меньше, чем в Кондоне и Нижних Халбах. В Болони Александра Петровна открыла детский сад, сама была и заведующей и воспитательни цей, часто заменяла нянек, повара... Первой ее помощницей была Булка Ки ле, самая активная женщина стойбища. Она одной из первых нанаек вступила в партию коммунистов. Прекрасно воспитала своих детей. Старший, Николай, заканчивает ас пирантуру в Новосибирске, скоро станет кандидатом филологических наук, младшая, Валентина, работает связисткой. Хорошая женщина Булка, добрая, отзыв чивая. До последних дней, пока болезнь не надломила ее, она носила односельчанам почту. Александра Петровна подсчитывает, сколько ей лет, и выходит — больше шести десяти. Давно должна быть на пенсии, а она — с почтой. В соседней комнате смеются Светлана, Валентина — это Андрей их смешит. Алек сандра Петровна хочет отдохнуть. Была бы рядом Булка, разве захотелось бы отды хать? Булка разыскала бы Марию и дру гих... —• Александра Петровна, я сейчас свя жусь с Троицкой больницей,— вдруг пред лагает Валентина, входя в комнату.— Я ма му вызову. Я сейчас, быстро. Телефон стоит тут же, за стенкой. Возвращается Валентина, сообщает, что разговаривала с главным врачом больницы, перебросилась несколькими словами с ма мой, ее выписывают. ,..Киле Булка вернулась в Болонь вече ром этого же дня, позвала к себе всех ста рых подруг, которые знали и помнили «Су ру Путинча». Когда собрались подруги — их осталось, уже совсем немного,— потекла беседа, кото рая продолжалась допоздна. Чего уж скры вать, дело старческое, конечно, и всплакну ли малость и посмеялись. Было над чем всплакнуть, нашлось над чем посмеяться: встретились тридцать лет спустя. И каждая из старых подруг думала, что хорошо прожила жизнь... На следующий день колхозный мотодор отвез нас в Малмыж. И опять мы летим по седому Амуру на крылатой «Ракете». Синие сопки раздвига ются, будто уступают нам дорогу, тонконо гие тальники приветливо машут вслед. Впереди и слева выступает мыс, он по хож на корпус современного корабля, толь ко без надстройки. На мысу много лет стоя ло старое нанайское село Омми, теперь его перенесли подальше от берега Амура. Ули цы Нового Омми выходят на озеро Омми. Впрочем, сказать, что перенесли Омми, будет не совсем верно: переселился колхоз «Амур» из села Подали, на месте которого теперь стоит Амурск, а омминцы примкнули к подалинцам. Смешно было бы им не объ единиться: ведь всех их ждали готовые но вые дома1 Расскажу лучше по порядку. В 1958 году в село Подали прибыли пер вые строители. Загрохотали тракторы, буль дозеры, даже танки появились, своей тя жестью прокладывали в тайге просеки. Задумались колхозники, что им делать. Ясно, что на месте Подали будет новый го род, как на месте стойбища Мэлки построи ли в тридцатых годах Комсомольск. Как рыбакам в городе жить? У них свое хозяй ство — невода, сети, машины, тракторы, ка тера, мотолодки. Все это придется стягивать в одно место, строить причалы и склады. Д а и старики жалуются, говорят, слишком шумно стало, не привыкли они к такой жиз ни. Решили переселяться в Омми. Но решить-то решили, а перенести целое село на новое место, за двадцать с лишним километров — не шуточное дело. Старень кие домишки, отслужившие свой век, потом и не соберешь. На помощь колхозникам пришли строи тели Амурска: вырубили тайгу, построили село Новое Омми. На это государство выде лило миллион рублей. Подалинцы и оммин цы даже переезжали с помощью строителей, на их машинах. Я много писал об этом событии, о гро мадной помощи Советского государства малым народам Севера. И каждый раз, воз вращаясь к этой теме, перелистывал книги американцев Фарли Моуэта, Джемса Вил ларда, Шульца. Я читал понравившиеся Пушкину воспоминания Теннера, который прожил двадцать лет среди индейцев, ме муары индейского вождя Мато Нажина «Мой народ Сиу».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2