Сибирские огни, 1968, №7

Александра Петровна,— и вдруг слышу за собой топот, земля дрожит. Обернулась и обмерла, сердце остановилось. На меня шел, опустив голову, колхозный бык, которого на днях привезли в село. Стою и не могу сдви­ нуться с места. Тут выбегает из конторы Чубак, кричит: «Платок снимай! Платок снимай!» Я же ничего не слышу и не вижу, кроме этого страшного быка. Потом не пом­ ню, что случилось, но я оказалась в каком- то дворе, рядом стоял Чубак и тяжело ды­ шал, а бык мычал за забором и в злобе рыл рогами землю. Ох, кай я тогда напугалась! А во всем виновата оказалась моя крас­ ная косынка... Чубак Бельды в юности был среди актив­ нейших комсомольцев. Он выступал за ­ стрельщиком коллективизации, и потому его выбрали первым председателем колхоза. — Володин отец был совершенно негра­ мотен,— продолжает Александра Петров­ на,— но хорошо понимал все происходящее. Он был умный человек. Помню, как он од­ нажды пришел ко мне и говорит: «Помоги мне доклад написать. В райком вызывают, отчет требуют». Я удивилась: что толку, если я напишу отчет, он ведь все равно не сумеет его прочитать. Это я и сказала. Но он не смутился, только просил, чтобы я на­ писала. Мы вдвоем сели писать, и тут я удивилась его памяти: он в голове держал все колхозные дела. Закончили отчет, я ста­ ла вслух его перечитывать, а он в своей тетради делал какие-то заметки. Прочитала и спрашиваю: «Как же ты все-таки будешь отчет держать?» Он показывает тетрадь, а она вся испещрена непонятными знаками, рисунками рыб, лошадей, коров... «Это мой доклад»,— сказал Чубак. И верно, потом мне рассказывали в райкоме, он блестяще отчитался по своим рисункам. — Несколько лет спустя,— грустно улы­ баясь, вспоминает Александра Петровна,— уже будучи в Ленинграде, послала я ему те­ леграмму: приезжай, мол, тебя принимают в Институт народов Севера. Вскоре получаю ответную телеграмму, Чубак запрашивает: «подушку брать?..». Чубак Бельды погиб на фронте, защи­ щая Родину, Советскую власть. В те дни, когда он стрелял в фашистов, старший его сын Володя добывал рыбу на Амуре. Как только заканчивались занятия в школе, он уходил к рыбакам и работал до наступле­ ния нового учебного года. В годы войны он окончил семилетку и стал профессиональным рыбаком. После войны, узнав об открытии подготовительно­ го отделения Севера при университете, Во­ лодя поехал в Ленинград. Он хотел учиться. То, что не смог сделать при жизни отец, должен выполнить сын. Окончив подготови­ тельные курсы, он поступил в педагогиче­ ский институт имени Герцена. Учился он на полном государственном обеспечении. Д а позволит мне читатель тут сделать небольшое отступление по поводу государ­ ственного обеспечения, Передо мной дореволюционное издание книги приват-доцента Дальневосточного университета И. А. Лопатина «Гольды». Вот что он писал: «В 1897 году гольдов (так в прошлом называли нанай.— Г. X.) числилось 5014 че­ ловек, а в 1915-м их осталось 3749 человек. Следовательно, за истекшие 18 лет произо­ шла убыль в 1265 человек, что составляет 25 процентов всего населения. Если цифру убыли разделить на 18, то получим среднюю величину ежегодной убыли гольдского насе­ ления 70 человек. Следовательно, ежегодная убыль гольдского населения составляет бо­ лее 1 процента. Это страшный процент. Если он не изменится, то гольды через 70 лет совершенно вымрут. Это расчет ма­ тематический, на самом деле вымирание мо­ жет произойти гораздо быстрее». Уважаемый приват-доцент судил по двум переписям, но мы теперь знаем результаты последней, нашей переписи 1961 года. Н а­ най ныне более 8 тысяч человек. Работая над своим романом, я перерыл много архивов, но нигде не нашел докумен­ та, который говорил бы о помощи гольдам со стороны царского правительства. А при Советской власти — полное государственное обеспечение образования молодого поколе­ ния нанай. Вернемся к нашему повествованию. Владимир Бельды в студенческие годы увлекался лыжами. Вернувшись в Хаба­ ровск, работал преподавателем пединститу­ та, одновременно выступал на соревновани­ ях, тренировал сборную краевую лыжную команду, накапливал материал для диссер­ тации и успешно защитил ее. С двумя его братьями мы встретились в Найхине, оба они работают в школе. Лев Чубакович ведет начальные классы, а Ни-, колай, окончив Комсомольский-на-Амуре педагогический институт, преподает матема­ тику. — Хорошие люди выросли,— говорит Александра Петровна. Утром в девять часов пионерская дру­ жина имени Акима Самара выстроилась в спортивном зале на торжественную линей­ ку. Надежда Константиновна представила ребятам Александру Петровну Путинцеву, — Вы целый год переписывались с ней, и вот она приехала к вам. Взволнованная Александра Петровна рассказывает об Институте народов Севера в Ленинграде. Представители двадцати шести народ­ ностей прошли через это уникальное учеб­ ное заведение. Они возвратились в родные места образованными людьми, способными строить новую жизнь. Они принимали дея­ тельное участие в создании письменности своих народов. Когда началась война, все студенты добровольцами ушли на фронт, и многие не вернулись. А те, кто дожил до часа нашей победы, продолжали учебу. Сре­ ди них был Сулунга Оненко, первый ученый, нанай. Он пришел с войны майором, с ор­ денами и медалями, окончил университет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2