Сибирские огни, 1968, №7
Александра Петровна,— и вдруг слышу за собой топот, земля дрожит. Обернулась и обмерла, сердце остановилось. На меня шел, опустив голову, колхозный бык, которого на днях привезли в село. Стою и не могу сдви нуться с места. Тут выбегает из конторы Чубак, кричит: «Платок снимай! Платок снимай!» Я же ничего не слышу и не вижу, кроме этого страшного быка. Потом не пом ню, что случилось, но я оказалась в каком- то дворе, рядом стоял Чубак и тяжело ды шал, а бык мычал за забором и в злобе рыл рогами землю. Ох, кай я тогда напугалась! А во всем виновата оказалась моя крас ная косынка... Чубак Бельды в юности был среди актив нейших комсомольцев. Он выступал за стрельщиком коллективизации, и потому его выбрали первым председателем колхоза. — Володин отец был совершенно негра мотен,— продолжает Александра Петров на,— но хорошо понимал все происходящее. Он был умный человек. Помню, как он од нажды пришел ко мне и говорит: «Помоги мне доклад написать. В райком вызывают, отчет требуют». Я удивилась: что толку, если я напишу отчет, он ведь все равно не сумеет его прочитать. Это я и сказала. Но он не смутился, только просил, чтобы я на писала. Мы вдвоем сели писать, и тут я удивилась его памяти: он в голове держал все колхозные дела. Закончили отчет, я ста ла вслух его перечитывать, а он в своей тетради делал какие-то заметки. Прочитала и спрашиваю: «Как же ты все-таки будешь отчет держать?» Он показывает тетрадь, а она вся испещрена непонятными знаками, рисунками рыб, лошадей, коров... «Это мой доклад»,— сказал Чубак. И верно, потом мне рассказывали в райкоме, он блестяще отчитался по своим рисункам. — Несколько лет спустя,— грустно улы баясь, вспоминает Александра Петровна,— уже будучи в Ленинграде, послала я ему те леграмму: приезжай, мол, тебя принимают в Институт народов Севера. Вскоре получаю ответную телеграмму, Чубак запрашивает: «подушку брать?..». Чубак Бельды погиб на фронте, защи щая Родину, Советскую власть. В те дни, когда он стрелял в фашистов, старший его сын Володя добывал рыбу на Амуре. Как только заканчивались занятия в школе, он уходил к рыбакам и работал до наступле ния нового учебного года. В годы войны он окончил семилетку и стал профессиональным рыбаком. После войны, узнав об открытии подготовительно го отделения Севера при университете, Во лодя поехал в Ленинград. Он хотел учиться. То, что не смог сделать при жизни отец, должен выполнить сын. Окончив подготови тельные курсы, он поступил в педагогиче ский институт имени Герцена. Учился он на полном государственном обеспечении. Д а позволит мне читатель тут сделать небольшое отступление по поводу государ ственного обеспечения, Передо мной дореволюционное издание книги приват-доцента Дальневосточного университета И. А. Лопатина «Гольды». Вот что он писал: «В 1897 году гольдов (так в прошлом называли нанай.— Г. X.) числилось 5014 че ловек, а в 1915-м их осталось 3749 человек. Следовательно, за истекшие 18 лет произо шла убыль в 1265 человек, что составляет 25 процентов всего населения. Если цифру убыли разделить на 18, то получим среднюю величину ежегодной убыли гольдского насе ления 70 человек. Следовательно, ежегодная убыль гольдского населения составляет бо лее 1 процента. Это страшный процент. Если он не изменится, то гольды через 70 лет совершенно вымрут. Это расчет ма тематический, на самом деле вымирание мо жет произойти гораздо быстрее». Уважаемый приват-доцент судил по двум переписям, но мы теперь знаем результаты последней, нашей переписи 1961 года. Н а най ныне более 8 тысяч человек. Работая над своим романом, я перерыл много архивов, но нигде не нашел докумен та, который говорил бы о помощи гольдам со стороны царского правительства. А при Советской власти — полное государственное обеспечение образования молодого поколе ния нанай. Вернемся к нашему повествованию. Владимир Бельды в студенческие годы увлекался лыжами. Вернувшись в Хаба ровск, работал преподавателем пединститу та, одновременно выступал на соревновани ях, тренировал сборную краевую лыжную команду, накапливал материал для диссер тации и успешно защитил ее. С двумя его братьями мы встретились в Найхине, оба они работают в школе. Лев Чубакович ведет начальные классы, а Ни-, колай, окончив Комсомольский-на-Амуре педагогический институт, преподает матема тику. — Хорошие люди выросли,— говорит Александра Петровна. Утром в девять часов пионерская дру жина имени Акима Самара выстроилась в спортивном зале на торжественную линей ку. Надежда Константиновна представила ребятам Александру Петровну Путинцеву, — Вы целый год переписывались с ней, и вот она приехала к вам. Взволнованная Александра Петровна рассказывает об Институте народов Севера в Ленинграде. Представители двадцати шести народ ностей прошли через это уникальное учеб ное заведение. Они возвратились в родные места образованными людьми, способными строить новую жизнь. Они принимали дея тельное участие в создании письменности своих народов. Когда началась война, все студенты добровольцами ушли на фронт, и многие не вернулись. А те, кто дожил до часа нашей победы, продолжали учебу. Сре ди них был Сулунга Оненко, первый ученый, нанай. Он пришел с войны майором, с ор денами и медалями, окончил университет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2