Сибирские огни, 1968, №7

стойбищах Болонь и Кондон. Она овладела нанайским языком, всем сердцем привяза­ лась к этому маленькому народу, к вели­ чественной природе Дальнего Востока. Нанай тоже полюбили тоненькую русо­ головую девушку. Когда она уехала учиться в Москву, ей писали трогательные письма, иногда вот с таким адресом на конверте: «Москва... Сура Путинча». И «Сура Путинча» все-таки получала эти письма, отправленные «на деревню дедуш­ ке». Это тоже была наша советская новь. Александра Петровна в последующие го­ ды преподавала в Ленинграде, в институте Народов Севера, вместе с другими молоды­ ми учеными — Валентином Аврориным, Таисьей Петровой, Орестом Суником — со­ ставляла нанайский букварь, словари, ре­ дактировала книжки для чтения. Тридцать три года Александра Петровна не была на Амуре. По газетам, из наших устных рассказов она, конечно, знала о всех преобразованиях, происшедших за эти де­ сятилетия в нанайских селах. Но... «луч­ ше один раз увидеть, чем сто раз услы­ шать». j ...Спустя несколько дней быстрокрылая «Ракета» несла нас вниз по Амуру. Мы сидим в удобных мягких креслах. Неподалеку расположились двое пожилых нанай, как видно, муж с женой. Мне они показались знакомыми, но я никак не мог вспомнить, откуда они и как их зовут. Ж ен­ щина, наклонившись к мужу, что-то говори­ ла ему, указывая на Александру Петровну. Проехали первое нанайское село Сакачи- Алян, потом Вятское. Первая короткая оста­ новка в Елабуге. Тут к Александре Петров­ не подошла та нанайка. — Сура Путинча, здравствуй! Я тебя узнала, ты сильно постарела, но я тебя сра­ зу узнала,— заговорила она,— Ты жила в Болони, учила нас стирать, варить. Ты тогда совсем молодая была, а я тоже совсем мо­ лодая была. Не помнишь? Я старшая сест­ ра Бориса Ходжера, нанайское его имя Акиа. Он в Ленинграде до войны учился. Вспомнила? Как хорошо, что мы встре­ тились... Светлана встала, уступила кресло жен­ щине и подсела к нам. — Ой, как здорово!— засмеялась она.--- Никогда не верила, что нанайки так зовут маму, всегда думала, что это выдумки Гри­ ши или анекдоты Феди Тумали. Теперь са­ ма услышала! А две пожилые женщины, позабыв о «ракете», о времени, об окружающих людях, говорили и не могли наговориться. Мне хочется процитировать несколько , строк из книги знаменитого исследователя Дальнего Востока В. К. Арсеньева. «Гольдское селение Найхин... состояло из восемнадцати фанз, в которых проживало 136 человек — мужчин и женщин. На окраи­ не поселка из одной фанзы вышел нам на­ встречу Николай Бельды». Дальше Арсеньев описывает жилье охот­ ника: «Вдоль стен с трех сторон тянулись ка- ны, сложенные из камней. Они имели ши­ рину в рост человека и покрыты были чис­ тыми циновками, сплетенными из тростни­ ка. Свет, в жилье проникал через три окна с одинарными рамами и с частыми решетка­ ми, заклеенными тонкой китайской бумагой. Потолка в фанзе нет вовсе: крыша постав­ лена прямо на стены, а вверху под самым коньком сделано небольшое отверстие для выхода дыма. Зимой его затыкают тряпи­ цей или сухой травой. Пол земляной, плот­ но утрамбованный. Очагов два... Печи часто дымят. Поэтому все предметы, находящие­ ся в фанзе выше роста человека, так за ­ копчены, что не всегда удается узнать, что именно находится под слоем копоти. Неосто­ рожный человек при малейшем прикоснове­ нии к ним осыпается в изобилии серой пудрой». С установлением Советской власти Най­ хин совершенно изменился. В 1929 году здесь был организован колхоз «Новый путь», первым председателем которого стал Чубак Бельды, отец Владимира Бельды. В тридцатые годы Найхин уже называли столицей нанай. Бывшее стойбище превра­ тилось в крупное село с электричеством, ра­ дио, новыми рублеными домами, школой, клубом, библиотекой, больницей. Отсюда велось радиовещание на нанайском языке. Здесь выпускалась нанайская газета «Сикун покто» («Новый путь»). Здесь напечатал свое первое произведение зачинатель нанай­ ской литературы поэт Аким Самар. В те же годы в Найхине работал нацио­ нальный нанайский театр, вскоре ставший широко известным в Приамурье. Найхин теперь еще больше разросся. Мы подъезжаем к нему на птице-лодке — не­ сколько минут она мчится по протоке, а се­ ло все тянется, и конца ему не видать, по­ тому что Найхин почти что соединился с со­ седним селом Даергой, их разделяет только пересохшая речушка. В Даерге теперь правление укрупненного колхоза «Новый путь». Колхоз ныне занима­ ется не только рыболовством, как раньше,— у него десятки гектаров полей, сотни голов скота. До укрупнения председателем «Нового пути» долгое время работал Павел Алек­ сандрович Оненко, делегат XXII съезда пар­ тии, теперь он заместитель председателя. Как-то при встрече он говорил: «Теперь у нас размах: свой рыбозавод, мощный холо­ дильник, десятки катеров, машины и трак­ тора. Нам на Амуре уже тесно, да и рыбы стало меньше. Мы выходим в море». Да, колхозники-рыбаки Амура осваивают морской промысел горбуши, наваги, корюш­ ки, камбалы. Амур широкий для чих ныне узок! «Ракета» подходит к дебаркадеру. Наша Александра Петровна возбуждена, она что- то говорит, но мы не слышим ее из-за шума двигателей. На дебаркадере много народу. Mbf с Андреем помогаем Александре Петровне

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2