Сибирские огни, 1968, №7
стойбищах Болонь и Кондон. Она овладела нанайским языком, всем сердцем привяза лась к этому маленькому народу, к вели чественной природе Дальнего Востока. Нанай тоже полюбили тоненькую русо головую девушку. Когда она уехала учиться в Москву, ей писали трогательные письма, иногда вот с таким адресом на конверте: «Москва... Сура Путинча». И «Сура Путинча» все-таки получала эти письма, отправленные «на деревню дедуш ке». Это тоже была наша советская новь. Александра Петровна в последующие го ды преподавала в Ленинграде, в институте Народов Севера, вместе с другими молоды ми учеными — Валентином Аврориным, Таисьей Петровой, Орестом Суником — со ставляла нанайский букварь, словари, ре дактировала книжки для чтения. Тридцать три года Александра Петровна не была на Амуре. По газетам, из наших устных рассказов она, конечно, знала о всех преобразованиях, происшедших за эти де сятилетия в нанайских селах. Но... «луч ше один раз увидеть, чем сто раз услы шать». j ...Спустя несколько дней быстрокрылая «Ракета» несла нас вниз по Амуру. Мы сидим в удобных мягких креслах. Неподалеку расположились двое пожилых нанай, как видно, муж с женой. Мне они показались знакомыми, но я никак не мог вспомнить, откуда они и как их зовут. Ж ен щина, наклонившись к мужу, что-то говори ла ему, указывая на Александру Петровну. Проехали первое нанайское село Сакачи- Алян, потом Вятское. Первая короткая оста новка в Елабуге. Тут к Александре Петров не подошла та нанайка. — Сура Путинча, здравствуй! Я тебя узнала, ты сильно постарела, но я тебя сра зу узнала,— заговорила она,— Ты жила в Болони, учила нас стирать, варить. Ты тогда совсем молодая была, а я тоже совсем мо лодая была. Не помнишь? Я старшая сест ра Бориса Ходжера, нанайское его имя Акиа. Он в Ленинграде до войны учился. Вспомнила? Как хорошо, что мы встре тились... Светлана встала, уступила кресло жен щине и подсела к нам. — Ой, как здорово!— засмеялась она.--- Никогда не верила, что нанайки так зовут маму, всегда думала, что это выдумки Гри ши или анекдоты Феди Тумали. Теперь са ма услышала! А две пожилые женщины, позабыв о «ракете», о времени, об окружающих людях, говорили и не могли наговориться. Мне хочется процитировать несколько , строк из книги знаменитого исследователя Дальнего Востока В. К. Арсеньева. «Гольдское селение Найхин... состояло из восемнадцати фанз, в которых проживало 136 человек — мужчин и женщин. На окраи не поселка из одной фанзы вышел нам на встречу Николай Бельды». Дальше Арсеньев описывает жилье охот ника: «Вдоль стен с трех сторон тянулись ка- ны, сложенные из камней. Они имели ши рину в рост человека и покрыты были чис тыми циновками, сплетенными из тростни ка. Свет, в жилье проникал через три окна с одинарными рамами и с частыми решетка ми, заклеенными тонкой китайской бумагой. Потолка в фанзе нет вовсе: крыша постав лена прямо на стены, а вверху под самым коньком сделано небольшое отверстие для выхода дыма. Зимой его затыкают тряпи цей или сухой травой. Пол земляной, плот но утрамбованный. Очагов два... Печи часто дымят. Поэтому все предметы, находящие ся в фанзе выше роста человека, так за копчены, что не всегда удается узнать, что именно находится под слоем копоти. Неосто рожный человек при малейшем прикоснове нии к ним осыпается в изобилии серой пудрой». С установлением Советской власти Най хин совершенно изменился. В 1929 году здесь был организован колхоз «Новый путь», первым председателем которого стал Чубак Бельды, отец Владимира Бельды. В тридцатые годы Найхин уже называли столицей нанай. Бывшее стойбище превра тилось в крупное село с электричеством, ра дио, новыми рублеными домами, школой, клубом, библиотекой, больницей. Отсюда велось радиовещание на нанайском языке. Здесь выпускалась нанайская газета «Сикун покто» («Новый путь»). Здесь напечатал свое первое произведение зачинатель нанай ской литературы поэт Аким Самар. В те же годы в Найхине работал нацио нальный нанайский театр, вскоре ставший широко известным в Приамурье. Найхин теперь еще больше разросся. Мы подъезжаем к нему на птице-лодке — не сколько минут она мчится по протоке, а се ло все тянется, и конца ему не видать, по тому что Найхин почти что соединился с со седним селом Даергой, их разделяет только пересохшая речушка. В Даерге теперь правление укрупненного колхоза «Новый путь». Колхоз ныне занима ется не только рыболовством, как раньше,— у него десятки гектаров полей, сотни голов скота. До укрупнения председателем «Нового пути» долгое время работал Павел Алек сандрович Оненко, делегат XXII съезда пар тии, теперь он заместитель председателя. Как-то при встрече он говорил: «Теперь у нас размах: свой рыбозавод, мощный холо дильник, десятки катеров, машины и трак тора. Нам на Амуре уже тесно, да и рыбы стало меньше. Мы выходим в море». Да, колхозники-рыбаки Амура осваивают морской промысел горбуши, наваги, корюш ки, камбалы. Амур широкий для чих ныне узок! «Ракета» подходит к дебаркадеру. Наша Александра Петровна возбуждена, она что- то говорит, но мы не слышим ее из-за шума двигателей. На дебаркадере много народу. Mbf с Андреем помогаем Александре Петровне
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2