Сибирские огни, 1968, №7

Д Е Л Я и ЛЮ Щ И ГРИГОРИЙ ХОДЖЕР У нас на Амуре Мы встречали нашу старую учительницу. Когда я вышел на перрон сверкающего стеклом хабаровского вокзала, здесь уже прохаживались мои друзья — художник Андрей Бельды и преподаватель физкульту­ ры Владимир Бельды. Рядом с Андреем и Володей стояла свет­ ловолосая, чуть полноватая молодая жен­ щина. Я не сразу узнал Светлану, дочь на­ шей учительницы. В наши студенческие годы она еще училась в школе. Теперь Светлана сама преподает в школе, имеет семью. В Хабаровск она прилетела из Ленинграда раньше матери — и вот вместе с нами на вокзале. Мы встречаем нашу добрую Александру Петровну Путинпеву. Она выходит из ваго­ на, и мы видим, как она постарела за эти годы. Однако вот приехала, хотя, наверное, нелегко было решиться на дальнюю дорогу. Ребятки, не могла я усидеть, когда же еще побывать на Амуре, если не сей­ час? — улыбается Александра Петровна в ответ на наши очень уж настойчивые рас­ спросы о здоровье.— Хочу побывать на всех стойбищах, где работала в молодости. Кто поедет со мной? Володя Дигор там же, в Нижних Халбах? Историк Волбдя Дигор больше десяти лет работает директором школц-интерната в селе Нижние Халбы. — Я к нему звонил вчера, он сегодня должен приехать,— говорит Андрей. — Как звонил? Из Хабаровска звонил? — Д а, из Хабаровска. — И он приедет сегодня? На чем? — Не знаю, может, на «ракете», может, на самолете.. — Подумать только, звонить в Нижние Халбы! За день добраться оттуда до Хаба­ ровска... Да, многое изменилось в наших местах с той памятной осени 1929 года, когда в Ниж- ниё Халбы приехали трое русских женщин — заведующая Красной юртой Путинцева, по- литпросветчик Павличенко и фельдшер Ва­ сильева. Нижние Халбы походили на все другие нанайские стойбища. Те же глиняные фанзы с очагом и нарами, амбары на четырех нож­ ках-сваях, вешала для юколы и единствен­ ная живность в хозяйстве охотников — со­ баки. На следующий же день Путинцева при­ вела в фанзу, оборудованную под Красную юрту, местную жительницу, которая должна была стать матерью. Женщина шла охотно, но когда увидела снежной белизны просты­ ни, склянки с лекарствами, голубой огонек спиртовки,— сбежала... Все нанайки до это­ го рожали в тайге, в темном чоро1. Беглянку все же удалось залучить в Красную юрту. Это были первые роды у на­ найки, которые принимала опытная аку­ шерка. Александра Петровна долго жила в Ниж­ них Халбах. Она организовала комсомоль­ скую ячейку и пионерский отряд, открыла детские ясли, учила женщин стирать и го­ товить новые блюда, устраивала обществен­ ный суд над многоженцами, а также над мужчинами, которые избивали жен. Жен­ щины-нанайки нашли в ней своего защит­ ника. В январе 1930 года Александра Путин­ цева поехала в Москву с первой делегаци­ ей нанаек. Люди, которым редко приходи­ лось бывать даже на соседних стойбищах, ехали на край света, туда, где опускается на ночь солнце. На все, что попадалось им в пути, они смотрели глазами новорожден­ ных. В Москве нанайские женщины встрети­ лись с Михаилом Ивановичем Калининым, сфотографировались на память... После возвращения из Москвы Александ­ ра Петровна еще несколько лет работала на * Ч о р о —шалаш, специально устраиваемый для роженицы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2