Сибирские огни, 1968, №7
Д Е Л Я и ЛЮ Щ И ГРИГОРИЙ ХОДЖЕР У нас на Амуре Мы встречали нашу старую учительницу. Когда я вышел на перрон сверкающего стеклом хабаровского вокзала, здесь уже прохаживались мои друзья — художник Андрей Бельды и преподаватель физкульту ры Владимир Бельды. Рядом с Андреем и Володей стояла свет ловолосая, чуть полноватая молодая жен щина. Я не сразу узнал Светлану, дочь на шей учительницы. В наши студенческие годы она еще училась в школе. Теперь Светлана сама преподает в школе, имеет семью. В Хабаровск она прилетела из Ленинграда раньше матери — и вот вместе с нами на вокзале. Мы встречаем нашу добрую Александру Петровну Путинпеву. Она выходит из ваго на, и мы видим, как она постарела за эти годы. Однако вот приехала, хотя, наверное, нелегко было решиться на дальнюю дорогу. Ребятки, не могла я усидеть, когда же еще побывать на Амуре, если не сей час? — улыбается Александра Петровна в ответ на наши очень уж настойчивые рас спросы о здоровье.— Хочу побывать на всех стойбищах, где работала в молодости. Кто поедет со мной? Володя Дигор там же, в Нижних Халбах? Историк Волбдя Дигор больше десяти лет работает директором школц-интерната в селе Нижние Халбы. — Я к нему звонил вчера, он сегодня должен приехать,— говорит Андрей. — Как звонил? Из Хабаровска звонил? — Д а, из Хабаровска. — И он приедет сегодня? На чем? — Не знаю, может, на «ракете», может, на самолете.. — Подумать только, звонить в Нижние Халбы! За день добраться оттуда до Хаба ровска... Да, многое изменилось в наших местах с той памятной осени 1929 года, когда в Ниж- ниё Халбы приехали трое русских женщин — заведующая Красной юртой Путинцева, по- литпросветчик Павличенко и фельдшер Ва сильева. Нижние Халбы походили на все другие нанайские стойбища. Те же глиняные фанзы с очагом и нарами, амбары на четырех нож ках-сваях, вешала для юколы и единствен ная живность в хозяйстве охотников — со баки. На следующий же день Путинцева при вела в фанзу, оборудованную под Красную юрту, местную жительницу, которая должна была стать матерью. Женщина шла охотно, но когда увидела снежной белизны просты ни, склянки с лекарствами, голубой огонек спиртовки,— сбежала... Все нанайки до это го рожали в тайге, в темном чоро1. Беглянку все же удалось залучить в Красную юрту. Это были первые роды у на найки, которые принимала опытная аку шерка. Александра Петровна долго жила в Ниж них Халбах. Она организовала комсомоль скую ячейку и пионерский отряд, открыла детские ясли, учила женщин стирать и го товить новые блюда, устраивала обществен ный суд над многоженцами, а также над мужчинами, которые избивали жен. Жен щины-нанайки нашли в ней своего защит ника. В январе 1930 года Александра Путин цева поехала в Москву с первой делегаци ей нанаек. Люди, которым редко приходи лось бывать даже на соседних стойбищах, ехали на край света, туда, где опускается на ночь солнце. На все, что попадалось им в пути, они смотрели глазами новорожден ных. В Москве нанайские женщины встрети лись с Михаилом Ивановичем Калининым, сфотографировались на память... После возвращения из Москвы Александ ра Петровна еще несколько лет работала на * Ч о р о —шалаш, специально устраиваемый для роженицы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2