Сибирские огни, 1968, №6

написанными на злободневные темы. Он — признанный чтец, исполнитель. Постепенно накапливалось у него определенное умение, привычка к литературному труду. Потом — первые публикации в больших газетах, в ж урнале. И наконец — итог многолетней ра­ б о т ы — маленькая книжка в пестрой облож ­ ке работы художника Эдуарда Гороховско­ го. Д в а десятка басен и сатирических сти ­ хотворений. Д а, книжка невелика. Однако сказать о ней хочется в основном добрые слова, хо­ тя не все страницы в сборнике одинаково хороши, да и сам Н. Бородкин, несомнен­ но, находится лишь в начале своего пути в литературу. Преж де всего радует в книге то, что автор ее нигде не острословит по пустякам, не стремится делать из мухи слона. За к аж ­ дой басней, эпиграммой, стихотворением — удачны они или менее удачны — критика какого-нибудь явления. Не отдельного отри­ цательного ф акта, курьезного события, а именно — явления. Г лаз сатирика подмечает в действительности лишь вещи существен­ ные, требующие немедленного вмешательст­ ва, борьбы с ними. В Кошках Л ьвах, Ос­ лах, Синицах — традиционных басенных персонаж ах — мы сразу же узнаем совре­ менные и печально знакомые нам типы. Возьмем хотя бы басню «Педагогиче­ ский квартет» (удостоившуюся, кстати, в свое время лестного отзыва покойного С. Я. М арш ака). О ней смело можно ска­ зать, что она затрагивает важные и «боль­ ные» проблемы воспитания Котенка берут­ ся воспитывать «четыре старые заслуженные кошки» Но у каж дой свой взгляд на вещи, своя «метода». И все четыре, презирая лень, старались так, добра коту ж елая, что он в один прекрасный день залаял... Не надо объяснять читателю, «о чем» написана басня «Осел с претензиями», где Слон охотно берет себе в «замы» самокри­ тичного Осла, честно признавшего, что «насчет ума» у него — Чего нема, тою нема... И без наших слов ясно, что хогел ска­ зать автор стихотворением «Штатный о р а­ тор», герой которого исповедует такую «концепцию»: Причину зла искать в «верхах» и лезть из кожи, защ ищ ая «несчастных братьев-работяг». А на собраниях вы сказывается так: Попал Степаныч в вытрезвитель. С кем не случается из нас? А где же был руководитель? Тут налицо — отрыв от масс! У сатиры Н. Бородкина — точный, впол­ не оправданный жизнью адрес. А язык ее — прост, прямолинеен, как бывает иног­ да прямолинейной народная шутка. Но ав ­ тору удается соблюсти ту самую грань, ко­ торая отделяет эту естественную, органич­ ную прямолинейность от упрощенности, примитива Слова, которые пишет Н Бород­ кин,— незамысловаты, но почти зсегда (во всяком случае, в лучших стихах) точно «найдены» и метки. В подтексте этих слов — понятия достаточно глубокие и сложные. Вот басенка «Осел и цветы». Посетив оранжерею , Осел рассказы вает собратьям в хлеву: Об этих самых о цветах слыхал я сказок разных тыщи: «Цветочки, ох... Цветочки, ах... Ценнее нет нигде духовной пищи!» По сути же цветы, о коих вся молва, обыкновенная трава! Как выйти мог с Ослом такой конфуз? Цветы он пробовал на вкус... Против чего же выступает в своей книж ­ ке Н. Бородкин, что он считает достойным осуждения, осмеяния? Прочитав стихи и басни,, мы видим, что ему ненавистно любое чванство — рабочей ли «косточкой» (« Р а­ ботяга»), своим ли положением начальника («Синица и медведь»); ему претят назой­ ливо утверждающее себя невежество, ту­ пость («М аскарад», «Осел и цветы»), вся­ ческая пассивность, трусость, иждивенчест­ во («Семеро одного», «Сверхвежливость», «Куриный переполох», «Валун», «Л адья и пешка») и т. д. Короче говоря, гр аж дан ­ ская позиция поэга вызывает искреннюю симпатию. Иногда Николаю Бородкину недостает вкуса, не всегда отыскивает он интересный поворот темы, собственный угол зрения — и тогда выходят из-под его пера вещи к а ­ чеством похуже, с недалеким прицелом. Например — «Лев и ворона», «Музыкальный петух», «Ж елезная любовь», «Его лавры»... И эти стихи, конечно, имеют право на су­ ществование, но в той же самой книжке ав ­ тор показывает нам и другой — гораздо бо­ лее высокий — уровень работы. «Куриный переполох» быстро исчез с прилавков книжных магазинов Басни Н. Бородкина уже перекочевали в програм­ мы концертов, их читают с одинаковым удо­ вольствием и взрослые и школьники, они звучали по радио и телевидению. П ризна­ ние их закономерно. Книжка Николая Б о ­ родкина — при относительной малочислен­ ности литературного сатирического отряда в Сибири — заметное и отрадное событие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2