Сибирские огни, 1968, №6
масла, деготь, скипидар, витамин С, кормо вую хвойную муку для животных, хлоро- филло-каротиновую пасту «Все ь нем есть: и канифоль, и медицинская камфора, и оконные переплеты, и мебельные гарнитуры. Он оденет и в меховые шапки, накормит мясом, угостит разной разностпо...» И словно не довольствуясь этим, автор опи сывает деревушку, которая и красна тем, что раскинулась привольно среди лесов, и лесную речонку Камышенку, что только тем лесом и жива. Человек долж ен заплатить за эти богатства и эту красоту хозяйской заботой о лесе — в этом пафос повести. Григория Ивановича Л яха автор стре мится показать заботливым и разумным хозяином Конечно, не все и не всегда Л ях додумывал верно и до конца, не всегда ему удавалось преодолевать многолетнюю инер цию, равнодушие и даж е неуместную ак тивность в истреблении лесов, прикрывае мую высокими словами Так например, он мог бы, наверное, предотвратить вырубку у деревни Червянки Тархового мыса «На мысу прежде был корабельник, колонный сосновый зал. В старину такой лес назы ва ли хоромным Сосна одна к другой — высо кие, золотокорые, без единого сучка по стволу, лишь самые вершинки слегка лох м атятся, иногда плотно смыкаясь дру! с другом . Теперь здесь не дождеш ься ново го лесного всхода. Весна за весной совсем размоют берег, зальют низину, и останется на месте Тархового мыса болото, зыбун, гиблое место А река, лишенная лесной за щиты, зарастет камышом, будет проби ваться жалкой быстринкой» Все же Л ях добился, чтобы в лесу на территории его леспромхоза не только валили деревья, но и бережно сохраняли подрост делали новые посадки Он добился строительства перера батывающего завода прямо на месте, в лесу у железной дороги, и древесина стала отправляться потребителю не кругляком, а пиломатериалами Но не успел всего сде лать, что задум ал. Смерть помешала. Ав тор с болью пишет о том, что начатые Ляхом большие дела в Приобье после его смерти не нашли себе продолж ателя. «Л е сопромышленный крен предприятия стал еще круче, а лесоводческий — чахнет». На тайгу наступает степь И далее уже идут факты, расчеты, доказывающие, что гр аж данское беспокойство автора об истрсбле нии лесов в Приобье имеет реальные ос нования «Приобья сегодня не узнать. Там, где некогда красовались величественные ко лоннады сосен, образовались пустоши, по которым рыскает ветер Иссохшие малинни ки, вывороченные пни, валежник. Такие картины — на каждом шагу». В «Краснолесье» рассказано о том, как в Боровлянском леспромхозе не без участия Л яха родилась комплексная бригада нова тора производства Героя Социалистическо го Труда Василия Ивановича Белова,- О том, как работают «снайпер» Николай Фо- мочкин тракторист Николай Ростовцев. К сожалению, автор, с увлечением излагаю щий начинания Л яха и сумевший сказать о красоте леса свое поэтическое слово, не смог этого слова сказать о людях, не пре одолел штампов заурядной газетной кор респонденции. Он словно забыл, что в подзаголовке им поставлено ответственное слово «повесть» Конечно, о Л яхе написано- тщательнее и любовнее, чем о других. В эпизоде с уголовником Финогеновым он просто великолепен- безудержный гнев его взрывается, как граната, и молниеносно уничтожает нечистую и наглую власть Фи- ногенова над поселком. Однако в большин стве случаев и он выглядит бледно — а вто р злоупотребляет информационностью и опи сательством; так, он сухо информирует о том, что Л ях счастлив в семейной ж изни, описывает встречу братьев Л яхов, неинте ресно пишет о больничных днях героя, о том, как он принял участие в борьбе со стихией паводка и неизлечимо заболел, как сочинял стихи и т. д. Более живо написана глава «Диспут», где дана лаконично-точная характеристика начальника Л ях а, «руково дителя твердокаменного склада». Но наме тившийся. было здесь драм атизм и н ак ал борьбы за новое в лесном деле не получает необходимого развития. Эта информационность и «слабость кис ти» автора дают себя знать и в других очерках книги. Чувствуется, что он добро совестно изучил производственные радости и горести предприятия, о котором пишет, знает хорошо его людей, рядовых и руко водителей, но газетный штамп и очерковый шаблон, беглость вы травляю т краски и обес цвечивают картину. П раво же, история, например, с Любой Орловой и судьба ее подруги Вали вы глядят внешним и, к аж ет ся, ненужным довеском к производствен ным судьбам Барнаульского комбината ис кусственных волокон (очерк «Солнечная нить») Скороговоркой, сухими цифрами, .с обилием восклицательных знаков, без к а кой-либо попытки по-своему рассказать о людях и их делах написан очерк о рабочих Барнаульского депо («Шестое чувство»), А вот очерк «С аж а» — о рабочих и ин женерах Барнаульского саж евого завод а — написан с журналистским запалом, с актив ных позиций человека, кровно заинтересо ванного в деле. Директор завода о тказал ся дать очеркисту какое-либо интервью о сво ем необычном предприятии до тех пор, по ка его собеседник не постарается изучит!» азы саж евого производства. И вот ж у рн а лист, решив выполнить требование дирек тора, почувствовал, что «увяз в саже». О д ездит по городам и заводам , копается в библиотеках, разы скивая редкие книги о производстве сажи — собирает м атериал. Потому-то в его очерке впоследствии появ ляется весьма интересный исторический р аз дел о том, как открыли производственное значение сажи. Он увлеченно расск азы вает о строительстве первых отечественных са ж евых заводов, их бедах и насущных проб лемах. А д а л ьш е— уж е о том, как он, сам автор, стал не гостем директора Б арн ау ль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2