Сибирские огни, 1968, №6

-стать, может быть, он это сделает, узнав, н а д чем работаю т сибирские селекционеры, ученые института гидродинамики и институ­ т а экспериментальной биологии и меди­ цины. Особенно хочется отметить раздел «Н ау­ ка» в «младшей» «Тропинке». Здесь поме­ щ ен очерк Владимира Виноградова о чле- не-корреспонденте, докторе исторических « а у к А. П. О кладникове и его учениках. И з очерка и рассказов самого А. П. О к­ лад н и кова и его молодых помощников ребя­ т а узнают, что археолог долж ен быть и историком и искусствоведом, потому что е го работа идет бок о бок с историей древ- «его рисунка, с прикладным искусством и очень часто перекликается с древними л е­ гендами. О днако язык очерка необходимо было почистить от «потрясающих результатов», «захваты вающ их детективных сюжетов», «изумительно точной и гонкой методики» и «потрясающ их (опять ж е) экспонатов». О том, как человек побеждает вечный холод, вечную мерзлоту и берет ее себе в сою зники, рассказы вает Г Падерин в очер­ ке «Якутский злоумышленник» Заним атель­ ность сюжета и в го же время докум енталь­ ность м атериала — хорошее сочетание в произведениях, адресованных юному чита­ телю. «Тропинка» уже нашла и объединила вокруг себя людей, у которых есть вкус к науке и умение интересно рассказать о ней. Д осадно только, что во второй «Тропин­ ке» исчезли некоторые «постоянные» раз­ делы... Сколько счастья, глубоких раздумий приносит и большим и маленьким общение с природой! «Первые зори» А. Трутнева — это рассказы и о весеннем солнце, и о пер­ вой рыбалке, и о первой охотничьей удаче, и о том, как «весь день смотрится в зеркало воды солнце, не находя места спрятаться, а ночью плавает звездное небо»... В «старшей» «Тропинке» для юных тех­ ников рассказано, как сделать простой кар манный приемник. Есть гам и раздел «По­ техе час», в котором помещены рассказы Н . Самохина «Космонавт № 13» и «Ш ах­ матный король», и литературные игры, и задачи юным физикам и математикам Ж ал ь, что уже во второй «Тропинке» ниче­ го этого нет Сборники предназначены школьникам среднего возраста. Но дневники И вана Гулькина адресова яы все-таки самым старишм В них упоми­ наются факты , правильно оценить которые и взрослым трудно. Автор рассказывает, «априм ер, о горьких событиях, связанных с... «не той формой удостоверения лично­ сти». Что эта фраза объяснит ребятам? Н уж но было, наверное, или говорить всерь­ ез, почему такое случалось, или уж не поднимать этого, вопроса Недоговорки, намеки только вредят. Остальные же материалы — повести, раздел «Тропинка ведет», большинство сти­ хов, загадки и задачи — явно адресованы ученикам средних и даж е младших классов. Нам каж ется, сборники должны принадле­ ж ать возрасту, указанному в выходных данных. Художники Новосибирска оформили сборники так, что они «походят» на журнал: и форматом, и обложкой, и версткой. Но если первую «Тропинку» оформляло несколь­ ко художников (А Антропов, Л Груздев, Е. Зайцев, В Колесников, И. Малюков) и каж дый из них внес частицу своей индиви­ дуальности, то все оформление второй де­ лал один худож н и к— Е. Зайцев. Сборник получился однотоннее, скучнее. П равда, его разнообразят рисунки чи­ тателей «Накануне старта» Светланы По­ ляковой, «Афанасий Никитин в Индии» Саши Тушкина, «Скачки» Андрюши Кухно, «Африканская сказка» Люды Хорошко. М ожет быть, вслед за художниками придут в «Тропинку» и юные поэты и прозаики? Большое и нужное дело начали писате­ ли и издательство выпуская ежегодные сборники для детей. Пусть же много разных и хороших «Тропинок» ведут юных читате­ лей к большой дороге. В. П о б о ж и й О Л Ю Д Я Х Н А З Е М Л Е К нига В. Гусельникова «Шестое чувст­ во»1 с трудом поддается ж анровому определению. В ней — и скупые газетные очерки, и документальная повесть и худо­ жественный рассказ-набросок. Вероятно, и сам автор не особенно задумы вался о ж ан ­ ре своей книги: просто ему необходимо бы­ ло рассказать о том, что он видел, над чем размышлял. Первый из четырех вошедших в книгу очерков («Краснолесье») назван «докумен­ тальной повестью». Главный герой ее — Григорий Иванович Л ях, директор Воров- лянского леспромхоза на Алтае. Это о нем сказаны в небольшом авторском отступле­ нии грустные и гордые слова «Я любил этого человека.. Люди, подобные Л яху, составляют гордость и совесть нашу» Мо­ жет быть, поэтому и повесть о лесе и о людях, жизнь и груд которых связаны с лесом, занимает основное место в книге «Краснолесье» — повесть не только о большом человеке; это любовное повество­ вание о самом лесе, о его красоте, силе и сокровищах, которые он дарит человеку, живущему на земле В Гусельников рас­ сказы вает о богатствах, которые дает лес: сотни тысяч кубометров древесины, эфирные • В . Г у с е л ь н и к о в , Шестое чувство, Б ар­ наул, Алт. кн. изд.. 1967,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2