Сибирские огни, 1968, №6

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Н. М а к а р о в а „ Т Р О П И Н К И " В Ы В О Д Я Т Н А Д О Р О Г У . . . адую сь, чго еще одна «Тропинка» вы ­ ходит на большую дорогу нашей дет­ ской литературы ! В добрый путь!» — пишет Сергей Михалков в своем поздравлении пер­ вому сборнику дл я детей «Тропинка»1. О необходимости периодического и зда­ ния для детей в Сибири говорят и другие писатели: Л ев Кассиль, Анатолий Рыбаков, Юрий Яковлев, Александра Бруштейн, Александр Ж ар ов, М ария Прилеж аева. В тридцатые годы в Новосибирске из­ давались детские газеты «О ктябрятская зв ез­ дочка» и «Юный ленинец», ж урнал для школьников «Товарищ». Сейчас, к сож але­ нию, нет ни одного такого издания. И вот, в 1967 и 1968 годах появились две «Тропинки». «С тарш ая» из «Тропинок» открывается большой повестью Л . Либединской «Воро­ бьевы горы» — о детстве Александра И в а­ новича Герцена. В предисловии автор обращ ается к юным читателям : «Я хочу рассказать вам о детстве этого необыкновенного человека... Потому что я верю, тот, кто с детства по­ любит Герцена, не смож ет вырасти плохим человеком». В повести убедительно воссоздается эпо­ ха, рассказы вается, как юный Г ерц ен— ро­ весник читателей «Тропинки» — пытался р а­ зобраться в окруж ающ ем мире, понять, где ж е правда и справедливость, горячо мечтал о друж бе и о будущем служении Родине. • «Тропинка». Сборник для детей среднего школьного возраста. Новосибирск, Зал-С иб, кн. изд., 1967, То ж е, 1968, Р ебята познакомятся с бытом того вре­ мени, запомнят характеры героев — поры­ вистого и открытого Александра Герцена, мечтательного, замкнутого Ника О гарева, смешного, доброго француза-гувернера Зон- ненберга и честного, но ж елчного и власт­ ного отца Герцена. Вместе с Герценом и Огаревым читатели поднимутся на Воробьевы горы, чтобы дать клятву на верность делу Ры леева и Песте­ ля. Это умная и очень нуж ная повесть,— ребятам необходимо чаще рассказы вать о детстве замечательных людей нашей Р о ­ дины. В «младшей» «Тррпинке» помещена при­ ключенческая повесть Ю рия Самсонова «Семь порогов». Повесть начинается так: Гринька, кото­ рый ж ивет с прабабкой (его отец прокла­ ды вает в тайге трассу электропередач), по­ лучает письмо от двоюродной сестры Лю сь­ ки: «Гринька я слы хала что у бабки нашей карта есть. На ней клад обозначен ты сри­ суй. Мы с С ережкой-поищ ем напишем тебе что найдем. Пож алуйста». И с этого момента начинаются необыкно­ венные события. Автор торопливо нанизы­ вает одну опасностьна другую: Гриньке при­ ходится прятаться в кузове вездехода, в котором он чуть не зам ерз; колонна машин, в которой он едет, чуть не сваливается со снежного утеса; Гриньку, Лю ську й С ереж ­ ку чуть не сжигаю т в рыбацкой избушке, потом они чуть не гибнут на порогах, и т. д. и т. п. Но судьба в нужный момент подбрасывает им неожиданное спасение. Л егко и безболезненно выходят герои из труднейших обстоятельств. И козни врага, конечно, разоблачаю т они: «Люська все ж е успела схватить линзу после вспышки по­ роха». Это когда ей опалило глаза — она «успела». И линза оказалась чуть ли не главной уликой в изобличении врага. В приключенческой повести долж ен быть острый сюжет. Но плохо, когда автор, в погоне за этим сюжетом, не успевает, как следует, рассказать о героях. Это досадно, потому что писатель, когда он не торопит

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2